Thursday, April 9, 2009

В отличие от закона, справедливость – понятие растяжимое

Посмотришь на сообщения о повседневной жизни людей во многих странах, и удивляешься: как у всех проблемы схожи. Маленькая страна, большая – все одно и то же. И Карабаху, мировой финансово-экономический кризис за последние три месяца нанес  ощутимый ущерб  и вселил тревогу в души людей. О том, как трудно было выжить эти несколько месяцев, можно услышать от всех жителей Карабаха. Несмотря на то, что зарплаты и пособия были увеличены государством на 30%, все же, подорожание цен на рынке ставит под сомнение возможность безбедного проживания.

Многие обеспокоены развитием кризиса и не очень-то верят, что возможно выйти из такой сложной ситуации. И, конечно же, больше всего обеспокоены люди, имеющие свой маленький бизнес. Таковых в Карабахе много. Учитывая, что в госучреждениях работать могут все не, каждый «пробивается» как может. А на этом пути, становится все сложней.

Артур уже много лет занимается перевозкой  пассажиров из Степанакерта в Ереван на своей частной машине. Каждое утро он набирает четырех пассажиров  и  увозит их в Ереван. Таким же способом он приезжает из Еревана в Степанакерт. Другой работы у него нет,  но зато есть машина - единственный способ содержать семью. Семья у него большая – мать, отец, жена и трое детей.

Учитывая, что у Карабаха единственная связь с внешним миром пролегает только через автомобильную дорогу в Ереван, то можно сказать, что работа у таксистов, стабильная.  

Услугами частных перевозок пользуются охотно. Если микроавтобусы доезжают до Еревана за 6-7 часов, то на легковой машине можно доехать и за 4-5 часов.  Потому желающих быстрее проехать 310 километров  всегда найдется, хоть и приходится платить больше на несколько тысяч драм.

До некоторых пор Артур был доволен своей работой. Пока правительство НКР не обратило свой взор на работу частных перевозчиков.  

- Мне только что позвонил друг, и сказал, что его оштрафовали. Вот бегу узнать, в чем дело. Сам премьер-министр обещал нам, что никаких изменений не будет до конца года.

Однако, изменения, про которые так озабоченно говорит Артур, начались еще в прошлом месяце. 

Пару недель назад в Степанакерте произошла акция протеста, организованная , занимающимися перевозкой пассажиров  водителями частных легковых автомобилей Степанакерт – Ереван - Степанакерт.  

Протест был по поводу того, что правительство потребовало, чтобы  водители поставили счетчики в салоне автомобилей, для определения тарифа перевозки. Поменяли номерные знаки на желтые - общепринятые в такси-сервисах - и напечатали на кузове машин стандартные знаки такси в виде шахматной доски.

Водители запротестовали, аргументируя тем, что они владельцы собственных машин, и им не удобно применять все эти новшества. 

- Допустим, я нанес на автомобиль эту шахматную доску. А что если через месяц я больше не захочу заниматься перевозкой, так что мне опять перекрашивать машину? Все знают, что трафареты этих знаков оставляют глубокий  след на машине.

 - Я лично менять номера не хочу, потому, что перевозкой пассажиров занимаюсь раз или два в месяц. Так что, остальные дни я должен перевозить свою семью в образе таксиста? 

Что касается счетчиков в салоне автомобиля, то водители так же уверены,

что такой режим работы не выгоден ни им, не пассажирам.  

- Если поставить счетчики, то пассажирам придется платить на много больше, чем сейчас. Такие условия навредят нашему бизнесу, – говорят водители.

В этом, конечно, они правы. Если посчитать по тарифам такси-сервисов, которые берут 120 драм за километр, то пассажирам, действительно, не очень-то выгодно. Кроме того, что больше всего взволновало водителей - все эти изменения они должны будут сделать за свой счет. А это, почти 120 тысяч драм расходов. 

Против всего этого и была организована акция протеста. Тогда, кортеж частных автомобилей направился к зданию правительства.

В правительстве, конечно, уже знали о митинге и ждали. Премьер-министр НКР принял делегацию, выслушал их мнение и доводы. Через некоторое время  «послы» вышли от премьера и доложили остальным, что могут спокойно работать до конца года.

Вроде все успокоились и вернулись к своим насущным проблемам.

До конца года еще так далеко - к тому времени, кто знает, что и как все сложится. 

Сложилось так, как никто и не представлял. 

Не прошло и нескольких недель, как вновь появилась тревога. Сегодня, опять среди частных водителей слышны недовольные речи. Оказалось, слово премьера не имеет силу.

От водителей частных перевозок, снова потребовали сменить номера, поставить счетчики, и нарисовать шахматную доску. 

Водители в недоумение. Им грозят огромными штрафами за не выполнение требований.

А как же договор? Некоторые уже вынужденно приступили к исполнению новых правил, другие просто прикидывают, насколько им выгодно такие условия.

Возражения, все же, остаются – у водителей свои представления на этот счет. Уже каждый начал проецировать требования властей на себя лично. Другое дело, если бы вопрос стоял о лицензиях и налогах. У Артура есть лицензия, и налоги он платит исправно каждый месяц. Вместо года необходимого для водителей пассажирского транспорта профессионального стажа, у него больше пяти лет. И потому, Артур считает, что у государства не должно быть претензий к таким, как он. Но, как говорится: человек предполагает, а .... жизнь диктует свои условия.

Сегодня Артур уверен, что жить в Карабахе намного труднее, чем где-либо в мире.

- Я год назад переехал сюда из Грузии. Так же зарабатывал перевозкой людей из Тбилиси в Ереван и обратно. Налоги платил исправно, и никто ко мне претензий не имел. А здесь, что ни день, так что-то новое.

Коллеги по «цеху» согласны с Артуром, даже не смотря на то, что многие никогда не выезжали дальше Армении и не знакомы с нравами других стран. Попросту ясно, что многие не представляют, как будут выкручиваться.

Если еще ко всему этому прибавить слухи о том, что скоро на дорогах будут запрещены автомобили старше пяти лет, то считай, частные пассажироперевозки прекратят свою деятельность.

 Но есть закон НКР, которого нужно придерживаться. Если ты таксист, то будь добр придерживаться общепринятых норм. Остальное – всего лишь, жалобы на судьбу.

 У  карабахского правительства свое мнение, и новые правила необходимы для  эффективного сотрудничества «государство - частный сектор». Видимо, утверждение принципа «справедливости и равенства», считается важным обстоятельством на пути  развития бизнеса в нашей республике. Другое дело, что «справедливость» - понятие растяжимое.

Алвард Григорян

www.armtoday.info

2009-04-02

No comments:

Post a Comment