Сопредседатели Минской группы ОБСЕ осуждают нарушение режима прекращения огня около населенного пункта Горадиз вдоль линии соприкосновения, произошедшего 26 февраля, когда огонь был открыт во время осуществления мониторинга, проводимого спецпредставителем Действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. Об этом, как сообщило ИА REGNUM, говорится в заявлении сопредседателей МГ.
"Мы в самых суровых выражениях осуждаем нарушение перемирия во время осуществления мониторинга миссией ОБСЕ, учитывая, в частности, тот факт, что местное военное командование предоставило письменные гарантии миссии ОБСЕ непосредственно перед мониторингом 26 февраля. Мы требуем от сторон объяснений того, как могло произойти такое вопиющее нарушение перемирия" - говорится в заявлении сопредседателей. Авторы заявления также высказывают полную поддержку и восхищение работой Анджея Каспршика и его команды.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: МОЖНО ВОСХИТИТЬСЯ МУЖЕСТВОМ АНДЖЕЯ КАСПРШИКА И ЕГО КОМАНДЫ, оказавшихся под обстрелом азербайджанских вооруженных сил. Однако по меньшей мере странно, что сопредседатели МГ ОБСЕ выражают восхищение именно работой Каспршика, ибо они же и доказывают абсолютную бесполезность этой самой работы. В конце концов, очевидно, что основным и единственным результатом наблюдательской миссии на линии соприкосновения должна быть четкая фиксация стороны, нарушившей режим перемирия. В этом плане для восхищения, согласитесь, нет никаких оснований. По сути Анджей Каспршик своими глазами должен был увидеть, откуда стреляли по нему самому. Если он этого не заметил, то совершенно напрасно занимался мониторингом. А если видел, то должен был конкретно назвать сторону - нарушителя перемирия. Между тем, судя по заявлению сопредседателей, упрекающих обе стороны, миссию свою г-н Каспршик просто провалил. Интересно, что бы сказали сопредседатели, если бы в представителя председателя ОБСЕ азербайджанский военнослужащий стрелял в упор?
Впрочем, это риторический вопрос. На самом деле очевидно, что сопредседатели пытаются сохранить некий паритет в своей позиции, ставя знак равенства между сторонами, вуалируя открытые провокационные действия азербайджанцев. Тем самым в очередной раз ставятся под сомнение объективность и беспристрастность представителей МГ ОБСЕ, что явно не умещается в логику переговорного процесса.
Но хуже всего то, что подобный "паритетный" подход сопредседателей в вопросе нарушения перемирия несет совершенно реальную угрозу возобновления военных действий на линии соприкосновения. Ведь если провокатор нарушения перемирия известен, но скрывается, то очевидно, что он пойдет и дальше. А в этом случае ответственность за дальнейшую эскалацию напряженности должна лечь исключительно на тех, кто вовремя не остановил провокацию. То есть на МГ.
В ЭТОМ ПЛАНЕ НЕПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ АРМЯНСКОЙ СТОРОНЫ, которая по сути не предъявляет посредникам веских претензий. Ведь их заявление и наличествующий в нем знак равенства являются прямым обвинением и в адрес Армении. Обвинением в том, что совершила азербайджанская сторона на глазах у наблюдателей.
Автор Ара МЕЛИКСЕТЯН
Голос Армении
2009-03-10
Нагорный Карабах: История одной недели
Несмотря на заверения правительства НКР в начале года в том, что экономический кризис не очень тяжело отразится на нашей республике, у населения, видимо, изначально были свои соображения на этот счет. Всю прошедшую неделю, население Карабаха, особенно жители столицы, по своему, занималось решением возникших в связи с кризисом проблем.
Все началось с того, что до Степанакерта из Еревана дошли слухи о подорожании продуктов первой необходимости. Скорее, как только заговорили о том, что в Ереване курс доллара поднимается, народ сразу смекнул, что начнется подорожание продуктов. А если в Ереване уже говорят о чем-то, то и здесь жди таких же явлений. Так и случилось. В Степанакерте доллар 3 марта стоил уже 440 драм. И народ зашевелился.
В начале месяца первыми зарплату получают учителя и работники нескольких госучреждений. А поскольку, они народ умный и начитанный – сориентировались сразу. Получив зарплату, кинулись карабахские работники умственного труда штурмом брать магазины. Особой популярностью пользовались оптовые магазины. Через несколько часов было раскуплено все.
Д. Алавердян, учительница начальных классов, и к тому же, жена и мать двоих детей, не отрицает свои опасения:
- Нам выдали зарплату, вот я и решила на всякий случай накупить по больше продуктов. Если продовольствие подорожает, то я хоть в этом месяце уберегусь от лишних расходов.
Продавщица магазина Мануш, до сих пор вспоминает день 2 марта:
- Я оглянуться не успела, как за пол часа продала мешок сахарного песка и несколько ящиков подсолнечного масла. В панике позвонила директору магазина, а он приказал закрыть магазин, пока разберется в чем дело.
Некоторые торговые точки закрывались, видимо из соображений быть «от греха подальше». Но были и те, что на месте меняли ценники на прилавках. Например, хлеб в первый день недели стоил 150 драм, вместо 110 драм. Но так было только один день. Видимо сразу смекнули, что с хлебом такие фокусы проделывать не стоит, и на следующий день хлеб по-прежнему стоил 110 драм. А вот с другими товарами дела обстояли посложнее.
Иногда удивляешься населению Карабаха в том, как оперативно они реагируют на ситуацию. Видимо народ не очень то поверил заверениям руководящих мужей, и решил перейти в наступление.
А что может придумать народ? Конечно же, запастись побольше съестным, чтоб хотя бы «с голоду не помереть». Благо, суматоха совпала с началом месяца, когда те, кто имеет работу, получают зарплату. А если выдают зарплату, то почему бы не запастись нужными продуктами на несколько месяцев вперед? Ведь страховка никому не помешает?
- А что тут такого? Муж получил зарплату, и я решила накупить всего и по больше, - говорит Белла, – заготовки на зиму ведь давно закончились, вот я и закупаю новые запасы.
В первый день прошедшей недели люди не скрывали своих опасений. И конечно же, такое настроение передавалось и тем, кто даже особо и не задумывался о кризисе. Настроение покупателей плавно перешло к владельцам магазинов. Чтобы не оказаться в проигрыше, многие решили закрыть магазины, или же припрятать продукты первой необходимости до лучших времен. Потому, во второй половине дня и на следующий день многие магазины были, действительно, закрыты.
- Вчера у нас в оптовом магазине «Надежда» была очередь за подсолнечным маслом. Многие покупали по 5 бутылок. Говорили, что многие товары подорожают в два раза. А сегодня, я пришла тоже отовариться, а магазин закрыт. Неужели действительно все подорожает?
Разговоры о предстоящем подорожании цен можно было услышать везде - на улице, на работе, в общественном транспорте… Людей волновала только эта тема. Все прочее ушло на второй план.
На экстренном заседании правительства премьер-министр Ара Арутюнян заверил, что цены будут контролироваться.
- Сильного подорожания не будет, - заявил премьер-министр. Он также заверил, что подорожают только ввозимые товары, и то незначительно. А что касается некоторых торговых точек, что прекратили свою деятельность, то налоговая инспекция с этим разберется и будет вести строгий контроль.
Слова словами, но так и осталось не ясным, почему правительство и некоторые осуществляющие коммерческую деятельность в республике крупные кампании не смогли проконтролировать ситуацию? Неужели, решения по повышению цен зависят только от хозяев торговых точек? Видимо, и для правительство такое состояние дел стало немалым сюрпризом.
Сами владельцы магазинов оправдывались тем, что все продукты народ раскупил в первый же день, и потому не было смысла оставлять открытым магазин с пустыми прилавками. Они ничего не прятали и не утаивали от народа.
Но 4 марта, купить сахарный песок, рис и другие продукты, стало не возможным -- таковых в продаже не было. А если и было, то уже по завышенным ценам. Скажем, сахарный песок уже стоил 350 драм. А подсолнечное масло, в том же оптовом магазине «Надежда» - 700 драм. Макаронные изделия уже стоили 400 драм за килограмм.
После заявлений премьер-министра, граждане немного успокоились и стали ждать. Казалось, все налаживается и паника проходит. Но не тут-то было.
На третий день начались у населения проблемы с банками.
- Три месяца назад я заложила золото, и сегодня хотела продлить срок залога. Но в банке мне отказали, объяснив тем, что доллар поднимается, а золото дешевеет. Поэтому я должна или выкупить залог полностью, или просто забыть о нем. Ума не приложу, что делать? Это слова домохозяйки, которая заложила все драгоценности на обручение сына.
Многие банки мотивируют тем, что золото на рынке подешевело (1.500 драм за грамм), и банкам не выгодны такие сделки.
Далее положение усугубилось, когда выяснилось, что банки прекратили продажу валюты.
Принимать – принимают, но продавать – отказываются.
В эти дни повезло таким, как Марина:
- Мне родственники прислали доллары для оплаты учебы. Я их вчера обменяла на драмы, потому, что вчера курс доллара повысился. И еще в банке мне предложили обменять все валюту, которая у меня есть, потому, что неизвестно будет ли дальнейшее повышение курса доллара.
А вот Геворг говорит, что он наоборот, хотел купить доллары, потому, что должен вернуть долг. Не получилось. Банки уже пару дней не продавают валюту.
Банки никак не комментируют свой отказ продавать валюту. Точнее, не объясняют гражданам, в чем причина. Это опять же, вызывает панику среди населения. Единственное, что сдерживает массовую истерию – это то, что у большинства населения нет денег. Многие живут от зарплаты к зарплате. Опять же, обеспокоенность приобрела такие масштабы, потому, что повышение курса доллара совпало со днями выдачи зарплат населению. Вмиг всем показалось, что полученная зарплата обесценится на руках.
- Кто сказал, что кризис нас минует? А вот и не так, – можно все чаще услышать от людей. Посему, не дожидаясь худших времен, народ решил, что надеяться надо только на себя. Вот и кинулись карабахцы спасать себя, пока есть время. Решили, несомненно про себя, что мировой экономический кризис уже подобрался до Карабаха, и не дай Бог, еще и поселится тут.
Кто-то называет это паникой, кто-то истерией. Но то, что эта неделя вселила немалую озабоченность в карабахцев - нет сомнения. Прошедшею неделю в Степанакерте все говорили только о кризисе. Неделя закончилась, а многие до сих пор не понимают, что произошло?
- Я не понимаю, что происходит? Цены на продовольствие растут и тогда, когда курс доллара падает, и тогда - когда поднимается. Ну что это такое?- пожимает плечами пенсионерка, - что это за кризис такой?
Никто не может объяснить, почему он такой, этот кризис. Да и никто не пытается.
Алвард Григорян
www.armtoday.info
2009-03-10