Thursday, March 26, 2009

Аварская проблема для Азербайджана

На фоне ключевого политического события для Азербайджана (референдума по конституционным поправкам) события в Закатальском районе республики остались не слишком заметными. Между тем, их влияние на внутриполитическую стабильность прикаспийской республики нисколько не меньшее, чем всенародная поддержка новелл к Основному закону. Все дело в том, что «закатальская проблема» связана с проблемами этнического меньшинства Азербайджана, аварского. Между тем, именно этот вопрос после распада Советского Союза превратился в ключевой для повестки дня практических всех новых независимых государств Евразии. Во многом именно умение центральных властей любой постсоветской республики грамотно и эффективно решать проблемы этнических меньшинств или напротив отсутствие адекватных подходов могло в разных ситуациях как доводить проблему до конфликта, провоцировать сепаратизм или наоборот достигать межэтнической гармонии. Так в чем же суть последних событий в одном из районов Азербайджана? 

17 марта 2009 года (то есть за день де референдума и за три дня до празднования Новруза Байрамы) группа жителей Закатальского района обратилась к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву со специальным письмом. В письме шла речь о коллизиях с регистрацией аварского национально-культурного центра «Дир Ватан» («Моя родина»). Подписанты обращения сетовали на то, что бакинская бюрократия чинит препятствия на пути регистрации аварского центра. Впервые же активисты аварского движения обратились в Министерство юстиции Азербайджана в январе прошлого года, однако, под процедурными предлогами этим документам не был «дан ход». В дальнейшем попытки сдать регистрационные бумаги предпринимались еще не раз. Между тем, всякий раз чиновники в столице Азербайджана находили те или иные процедурные «зацепки», позволяющие откладывать рассмотрение вопроса по существу. Именно это и стало причиной обращения закатальцев на самый высший уровень азербайджанской власти. Однако «аварская проблема» касается не только одного района Азербайджана, а перечень проблем, существующих в этой общине, не ограничивается только юридическими претензиями к чиновникам из Баку по вполне конкретному вопросу.
Вообще в сравнении с проблемой другого этнического меньшинства Азербайджана лезгинского, «аварский вопрос» известен гораздо хуже. Лезгинская тема (по крайней мере, в течение первой половине 1990-х гг.) активно обсуждалась не только в азербайджанских СМИ. В самой же прикаспийской республике интенсивно дискутировалась проблема «лезгинского сепаратизма», который местные политики и эксперты связывали то с «происками армян», то с «рукой Москвы» (впрочем, и сегодня это делается, хотя и не так интенсивно). В 1994 году произошел террористический акт в бакинском метро, в котором были обвинены «лезгинские экстремисты». По делу было арестовано 12 человек, весной 1996 года они были осуждены. Однако как бы то ни было, в середине 1990-х гг. «лезгинский вопрос» утратил свою былую остроту. Идея объединенного Лезгистана, по словам многих лидеров лезгинского движения, была «отложена на отдаленное будущее». Тогда же влиятельное Бакинское издание «Зеркало» опубликовало материал с характерным названием ««Садвал» отказывается от территориальных претензий к Азербайджану?» Впрочем, характерен и знак вопроса в конце упомянутого выше материала, поскольку даже сегодня, спустя 14 лет после бакинского теракта, любые попытки даже публичного обсуждения этнических проблем лезгин (даже внутри РФ) рассматриваются едва ли не как попытка повторения ситуации начала 1990-х гг.
В отличие от лезгин аварцы долгое время были вне пристального экспертного внимания. Авторы специального исследования «Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культура» справедливо отмечают: «Азербайджанские аварцы не имеют столь тесных связей со своей дагестанской «метрополией», как лезгины, по географическим причинам. К этому добавлялся и некоторый языковой барьер - диалект аварского, на котором говорят в Закатальском и Белоканском районах, довольно сильно отличается от литературного аварского языка. Наконец, если лезгины были разделены азербайджано-российской границей практически «напополам», то аварцы, оказавшиеся в независимом Азербайджане, составляли все же малый процент от аварского этноса». В самом деле, согласно официальным данным переписи Азербайджана численность лезгин составляет 178 тыс. человек (вторая по количеству этническая группа в стране после «титульного этноса»). Аварцев же в Азербайджане 0, 6 % от общего числа населения страны. Их численность равняется 50, 9 тыс. чел. По сравнению с последней советской переписью 1989 года, здесь наметилась незначительная динамика (тогда аварцев в Азербайджане было 44, 1 тыс. человек). Помимо Закатальского района они проживают также в Белоканском и Кахском районах. Азербайджанские аварцы проживают главным образом в сельской местности (в городах живет только 8% всех аварцев Азербайджана), что также снижает их социально-политическую мобильность. И, тем не менее, время от времени проблемы аварцев прорывались в СМИ.
В 1989 году (то есть во время, когда карабахский конфликт интенсивно набирал обороты) в Белоканском районе лидерам аварской и азербайджанской общин с большим трудом удалось предотвратить этнические столкновения (которые спровоцировали на митингах некоторые не в меру «патриотичные» лидеры Народного фронта Азербайджана). Много невыясненных обстоятельств вокруг убийства Али Анцухского (одного из лидеров постсоветского аварского этнонационального движения) в 1996 году. Существуют версии, как об этнической, политической подоплеке убийства, так и о «внутренних разборках», и факторе «теневой экономики».
Свою роль сыграл для «аварской проблемы» и упомянутый карабахский конфликт. В начале 1990-х гг. в районы, заселенные аварцами, стали прибывать беженцы из Нагорного Карабаха и районов, оккупированных армянскими силами вокруг НКР. Серьезная проблема- представительство аварцев на разных уровнях административно-бюрократической лестницы даже не азербайджанской власти в целом, а на местном (низовом) уровне. Аварские активисты полагают, что сегодня в Закатальском районе 95 % чиновников представляют «титульную нацию». Возможно, эти данные и преувеличены. Однако такое восприятие реальности существует, а, следовательно, его нельзя просто игнорировать. Острая проблема для азербайджанских аварцев - война памятников (в 2000 году отдан приказ о сносе памятника имаму Шамилю, одному из наиболее почитаемых аварцами исторических персонажей, в 2007 году снимался памятный щит в честь Хаджи-Мурата, героя одноименной повести Льва Толстого).
Несмотря на отмеченные выше сложности в выстраивании отношений азербайджанских аварцев с Махачкалой, попытки наладить взаимодействие с Дагестаном ведутся по разным направлениям. Накануне визита дагестанского президента Муху Алиева в Баку 18 июня 2008 года исполком Аварского национального совета обратился к нему с открытым письмом. Основные претензии, изложенные в письме, касались положения аварцев, проживающих в Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджана. Это - политика «азербайджанизации» топонимики (переименование аварских названий населенных пунктов), кадровая политика (преобладание азербайджанцев на управленческих должностях), а также пристрастность судебной системы по отношению к аварцам. В письме шла речь также и о том, что власти Дагестана не слишком активны в защите прав аварцев внутри Азербайджана, поскольку не реагируют на многочисленные обращения подобного рода. Между тем, нельзя не отметить определенные информационные тренды внутри Дагестана. В местных СМИ тема дискриминации аварцев широко (и часто эмоционально) освещается.
По словам Магомеда Гусейнова, одного из лидеров Аварского национального Совета, аварцы подвергаются этнической дискриминации с советских времен. Это касается сферы языка (преподавание аварского в школах), а также информационной сферы (ТВ, радиопередачи ведутся на языке «титульной нации). Аварские активисты отмечают также, что в ходе советских и первой постсоветской переписи аварцев принуждали к тому, чтобы записывать свою национальность, как «азербайджанцы». Это мнение отчасти поддерживается автором специального исследования «Расселение дагестаноязычных и других народов в Восточном Закавказье в XVIII- середины XIX в.» (Махачкала, 2004) Б.М.Гусейновой: «Это, конечно, удивительно, если вспомнить, что авароязычных проживало там (то есть на территории современного Азербайджана - С.М.), согласно материалам российской общеимперской переписи в 1897 году- 30 тысяч; к 1905 году их численность, вероятно, возросла - возможно, до 34 тысяч». Получается, что к концу ХХ века численность аварцев в ареале их расселения на территории Азербайджана осталась практически неизменной.
Сегодня дагестанские власти довольно осторожны в выстраивании двусторонних отношений с Баку. Москва также не заинтересована «педалировать» тему дагестанских народов. Только в 2007 году товарооборот между Азербайджаном и Дагестаном составил 186,5 млн. долларов. При этом экспорт из Дагестана в Азербайджан вырос до $47 млн., а импорт - до $139,5 млн. Россия, стремящаяся к сохранению статус-кво в Нагорном Карабахе, не заинтересована в «раскрутке» внутренних проблем в соседнем прикаспийском государстве. Однако проблемы этнических меньшинств внутри Азербайджана (в нашем случае «аварский вопрос») требуют внимания, прежде всего, со стороны Баку. И влияние Дагестана, и «газовые игры» Кремля не играют здесь первостепенной роли. Без Баку ни «рука Махачкалы», ни «рука Москвы» не смогут сделать из аварцев лояльных граждан Азербайджана.
Следовательно, тот ресурс, который высшая власть Азербайджана получила на референдуме, необходимо грамотно использовать, включая и разработку адекватной политики по отношению к этническим меньшинствам. Возможно тогда, у Баку появятся дополнительные аргументы и в переговорах по Нагорному Карабаху.

Сергей Маркедонов - заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа

www.politcom.ru

 

www.mitq.org

2009-03-24

ՔԱՂԱՔԱԿՐԹԱԿԱՆ ՓԱԿՈՒՂԻ

Ադրբեջանում սահմանադրական հանրաքվեն ճիշտ ժամանակին էր այն առումով, որ խորացող տնտեսական ճգնաժամի պայմաններում, երբ օր օրի նվազում են Բաքվի նավթային եկամուտները և առավել քան դժվար է դառնում ադրբեջանական տնտեսական «հրաշքի» մասին առասպելի մատուցումը, Իլհամ Ալիևը որոշեց «թարգել» ժողովրդավարություն կոչվող իրեն խորթ խաղը և ամեն ինչ «գցել իր տեղը»:

Որ եվրոպացիները պիտի նվնվային, թե, փաստացի, Ալիևին ցմահ նախագահ կարգող փոփոխությունները հարիր չեն ժողովրդավարական եվրոպական չափանիշներին, բնավ չի նշանակում, թե Բաքուն շեղվել է եվրոպական արժեհամակարգից: Տեղի ունեցածը, պարզապես, կրկին ապացուցեց, որ մինչև Եվրոպան ապտակ չի ստանում, ոչ մի կերպ չի հասկանում, որ դիմացը կանգնածը տարրական խուլիգան է և քաղաքակիրթ լեզու ուղղակի չի հասկանում:

Այսուհանդերձ, Ադրբաջանի նկատմամբ պրոֆիլակտիկ-դաստիարակչական աշխատանքները սկսվել են: Ըստ որում, խոսքը բնավ չի վերաբերում զուտ քաղաքական գնահատականներին, երբ, օրինակ, Վենետիկի հանձնաժողովը խիստ բացասաբար է անդրադառնում Ադրբեջանում սահմանադրական փոփոխություններին՝ ակնարկելով, թե եվրոպական ընտանիքն իր կազմում չի հանդուրժի ժառանգական նոր միապետություն: Այս դեպքում, ավելի էական է տնտեսական բաղադրիչը, որն ինչպես դարձվել էր Ադրբեջանի արտաքին քաղաքականության հիմնաքարը, նույն հաջողությամբ էլ այժմ սկսում է «կծել տիրոջը» :

Նավթային անսպասելի խոշորածավալ եկամուտները, որոնք Ադրբեջանի գլխին թափվեցին «սև ոսկու» սրընթաց թանկացման հետևանքով (հիշեցնենք, որ նավթի մեկ բարելի արժեքը անցյալ ամռանը մոտեցել էր 150 դոլարի սահմանագծին) Բաքվին հույս ներշնչեցին, որ մեծացնելով տնտեսական ներուժը և, զուգահեռաբար, խաղարկելով ռուս-ուկրաինական «գազային» պատերազմի գործոնը, հնարավոր կլինի ձեռք գցել այնպիսի նոր հաղթաթուղթ, ինչպիսին կարող էր դառնալ «NABUCCO» գազատարի շինարարությունն ու դեպի Եվրոպա գազային նոր հոսքագծի ապահովման գործում Բաքվի առանցքային դերակատարումը: Հաշվարկն, առաջին հայացքից, պարզ էր ու հանճարեղ: Մի կողմից, Բաքուն ցանկանում էր օգտագործել եվրոպացիների շռայլությունը, ինչի արդյունքում 7.9 մլրդ դոլար պիտի հատկացվեր «NABUCCO»-ին, մյուս կողմից՝ կուլիսային խոսակցություններով համոզել նրանց, թե հնարավոր է միայն մեկ տարբերակ. Կենտրոնական Ասիայի գազը Ադրբեջանով և Վրաստանով անցնում է Թուրքիա, իսկ այնտեղից արդեն Արևմտյան Եվրոպա:

Առաջին ապտակը թուրք-ադրբեջանական զույգը ստացավ նույն Կենտրոնական Ասիայից, երբ այդ տարածաշրջանի երկրների ղեկավարները մեկը մյուսի հետևից հայտարարեցին, թե առանձնապես հակված չեն միանալ մի նախագծի, որի նպատակը Ռուսաստանին շրջանցելն է: Երկրորդ հարվածը ռուսական «Գազպրոմի» հայտարարությունն էր, որը, բովանդակային առումով, նշանակում էր, թե ընկերությունը չի պատրաստվում մասնակցել մետաղի թանկարժեք թափոնի շինարարությանը: Իսկ վերջին և որոշիչ հարվածը հասցվեց արդեն Եվրոպայից, երբ Բրյուսելում որոշվեց «NABUCCO»-ն հանել առաջնահերթ ծրագրերի ցուցակից:

Հասկանալի է, որ գրեթե զուգահեռ ընթացք ստացած այս իրադարձությունները պաշտոնական Բաքվին ոչ միայն պիտի գցեին խորը «մանդրաժի» մեջ, այլև ալիևյան կամ, ինչպես այն կոչում են Ադրբեջանում, «նախիջևանյան» կլանին պիտի ստիպեր դիմել հապճեպ քայլերի՝ իշխանությունը չկորցնելու ուղղությամբ: Եվ հենց այդ իմաստով հանրաքվեի ժամանակի ընտրությունը պատահական չէ. երկիրը «սկում» է, բայց դեռ խորտակված չէ, լրատվամիջոցները ամբողջովին ենթարկվում են կենտրոնական իշխանություններին, իսկ ուժային կառույցները դեռևս ինքնուրույնության նշաններ ցույց չեն տալիս: Հետևաբար, ենթադրելի էր, որ Ալիևը պիտի օգտագործի ձեռքի տակ եղած բոլոր հնարավոր ռեսուրսները՝ սեփական իշխանությունը ապագայում ևս լեգիտիմացնելու նպատակով:

Զուտ ներքաղաքական լուծումների առումով Ադրբեջանում կայացած հանրաքվեն և դրա արդյունքը, թերևս, ոչ միայն ընկալելի է, այլև հասկանալի՝ զուտ մարդկայնորեն: Սակայն, միաժամանակ, պարզ է, որ Իլհամ Ալիևը, սեփական իշխանությունը պահելու համար զոհեց երկրի արտաքին քաղաքականությունը՝ ըստ երևույթին, հույսը դնելով Արևմուտքի համար սովորական դարձած երկդիմի քաղաքականության վրա: Սա հենց այն սխալն էր, ինչի հետևանքները ոչ միայն արդեն իսկ զգացվում են, այլև առավել ցայտուն կդառնան հետագայում: Երբ ցմահ նախագահ կարգված Ալիևը կփորձի եվրոպացիներին կամ Վաշինգտոնին համոզել, որ, ասենք, ղարաբաղյան հակամարտության ադրբեջանանպաստ կարգավորման դեպքում ԼՂ-ի ժողովուրդը կլինի երջանիկ, ինչպես երբեք, ապա բավական կլինի մատնացույց անել այն հանգամանքը, որ կայացած ժողովրդավարության կրող ԼՂՀ-ն ընդհանուր ոչինչ չունի օրինականացված միապետության կրող և, ըստ էության, բացառապես ասիական (բառի վատ իմաստով) չափորոշիչների կրող Ադրբեջանի հետ: Դա քաղաքակրթական «նոնսենս» է:

ՌՈՄԻԿ ՀԱՐՈՒԹՅՈՒՆՅԱՆ

Ազատամտություն

2009-03-21

Нагорный Карабах: От кризиса к беспрецедентности

Еще одно значительное событие в Карабахе можно причислить к числу значимых в жизни народа карабахского. По крайней мере, решение руководства НКР о распределение акций ОАО «АрцахГЭС» можно причислить к  разряду исключительных. Так сказать важное событие  на рынке капитала.

Вообще, в последнее время, в Карабахе происходит много чего беспрецедентного. Например, массовая свадьба, о которой говорят до сих пор. Или, своеобразная  борьба населения  с экономическим кризисом, которая  вселила панику в души некоторых.

И конечно же- такое событие, как продажа акций населению, несомненно, проявило себя впервые в армянской действительности. Говорят, такого не было ни в Армении, ни в НКР.

Первая презентация публичного  распределения акций прошла 8 марта в Степанакерте. Акции могут купить все желающие – физические и юридические лица, местные и иностранные лица. Естественно, контрольный пакет будет принадлежать государству – это 51% акций. Остальные 49% будет распродано до 10 апреля.

Такое решение было принято не случайным. На сегодняшний день электроэнергия в Карабахе производится только на Сарсангском ГЭС мощностью в 50 мВт.  И поскольку Сарсангская ГЭС  удовлетворяет только 40-60% спроса, остальная часть необходимой электроэнергии импортируется из Армении. И вот, руководство НКР приняло решение по строительству новых мини-гидроэлектростанций. Благо, водные ресурсы Карабаха позволяют идти на такой шаг.

Еще 2006 году  российские эксперты изучили сферу энергетики Нагорного Карабаха и пришли к выводу, что с перспективнее всего делать вложения инвестиций в сферу малых ГЭС. Они отметили, что здесь можно производить достаточно много электроэнергии.

И при рациональном использование водных ресурсов, можно обеспечить весь Карабах электроэнергией. А  со взглядом на перспективу, возможно и экспортирование электроэнергии.

Исходя из таких заключений,  было принято решение о сооружении новых  гидроэлектростанций. Для начала, запланировано сооружение  трех гидроэлектростанций. На строительство каждой ГЭС  уйдет  два года. После их сооружения карабахцы получат еще 30% электроэнергии.

Эксперты подсчитали, что на строительство трех электростанций потребуется 3 млрд. 450 млн драмов. Строительство одной ГЭС завершится уже 2009 году. Строительные работы двух других уже начались, и естественно нужны инвесторы. А лучшие и надежные инвесторы – это сами потребители. Соответственно, началась  реализация подписки на акции среди населения.

Выпушено  3 млн. 285 акций. Цена одной акции – 1000 драм. По подсчетам брокеров, к этой сумме прибавилось еще 50 драм. Продаются акция за 1050 драм. Продажа ведется исключительно в драмах, потому, изменения курса валюты никак не отражаются на цене.

Приобретая акции, гражданин становится акционером, что даст ему возможность получить годовую прибыль в зависимости от эффективности работы ГЭС.

В условиях поразившего Карабах финансово-экономического кризиса, описанная кампания сама по себе выглядит экзотической. Фактически, появилась возможность выгодного вкладывания дешевеющих денег, а также, создания рабочих мест. Кроме того, граждане НКР впервые ощутили себя хоть какими-то хозяевами реализуемых в стране экономических программ.

Многие считают, что вкладывают деньги  в удачную сделку.

- Я приобрел акции на имя своего несовершеннолетнего сына. Думаю, в будущем это ему поможет.

 42-летний Ашот  доволен своим решением: - «Как только новая  ГЭС начнет работать, то дивиденды начнут поступать очень скоро. Вся моя семья приобрела акции – мать, сестра, брат».

Надо сказать, что многие приобретают акции  исключительно из патриотических чувств.

50-летняя Рима, подписывая документы на приобретение акций, говорит: - «Во-первых, я - акционер, а во-вторых, я внесла свою маленькую лепту в то, чтоб новая ГЭС скорее заработала».

По словам аудитора ОАО «Арцах ГЭС» Арсена Арутюняна, на сегодняшний день акции  приобрели больше сотни человек. «Это обычные граждане Карабаха, - подчеркнул он. -Приобретено акций на сумму  больше 200 млн. драмов». «Распределение акций будет производиться обществом ОАО «Арменброк» (Армения). Сертификаты печатаются в Ереване, потому мы записываем будущих акционеров, после чего предоставляются нужные документы, подтверждающие покупку акций. В апреле, когда завершится выкуп акций, сертификаты будут вручены всем акционерам», - пояснил аудитор.

Для акционеров учтены несколько выгодных условий. Это низкая процентная ставка налога на прибыль, широкие возможности их курсового роста и, конечно же, реализуемость акций – их можно продать в  любое время.

И, все же, несмотря на то, что желающих купить акции для себя и своих детей много,  среди жителей Карабаха есть и сомневающиеся.

- У меня сомнения насчет скорой прибыльности такой сделки, - говорит Синара. - Пока ГЭС заработает, пока самоокупится - кто знает, сколько придется ждать, пока пойдут проценты?

Сомнения, конечно, должны быть - кто такое видел в Карабахе? Но, главное, что страна сделала шаг в мир открытой экономики. Может быть, это и станет хоть одним положительным результатом нынешнего кризиса. Тут остается запастись терпеньем – это у народа не отнимешь.

Алвард Григорян

www.armtoday.onfo

2009-03-22

Эмансипация по-карабахски: во всем виновата женщина

После международного женского дня 8 марта, многие женщины получили поздравления от своих мужчин. И конечно не за горами другой женский праздник – 7 апреля - день материнства. И конечно, в этот день так же будут поздравления и подарки, а так же, много разговоров о женщинах и их достоинствах.

Но в такой период иногда хочется поговорить о мужчинах. Хотя бы по той причине, что 23 февраля – праздник мужчин -  не имеет такого рейтинга, как  женские праздники.

- Несправедливо  устроена жизнь – все хорошее достается  женщинам, - воскликнул мой знакомый, и озадачил меня своим искренним голосом.

Странно услышать такое от карабахского парня. Учитывая армянский традиции  и менталитет, можно только удивляться, что есть мужчины, которые чувствуют ущемленными в своих правах.

Про ущемленные права, как-то принято слышать от женщин. И вроде все согласны с этим. Много женщин, еще с малых лет сетуют на судьбу за то, что  родились девочками. Быть мальчиком, на их взгляд, намного удобнее. Но, оказывается,  есть мужчины, которые придерживаются обратного мнения, и на полном серьезе. Бывает же такое?

Казалось, по логике жизни – все в руках мужчин. Возможно, женщина и олицетворяет все самое милое и прекрасное в этой жизни, но ведь мужчинам принадлежит естественное право определять саму эту жизнь -- власть и закон. Исключения наблюдаются только в мифологии и красивых сказках. Так уж получилось у людей, потому и интересно, что заставило моего знакомого с такой грустью высказаться о несправедливости жизни? Видимо, подобное чувство породила личная судьба.

Оказалось, мой знакомый, уже восемь лет, через судебные инстанции, добивается права на воспитание сына. Но все судебные процессы выигрывала бывшая супруга. Суд не учитывал его высокооплачиваемую работу, наличие квартиры и примерное поведение. Даже, то, что он заново не женится и клянется, что готов все жизнь посвятить сыну – судом за основание не принял.

Закон таков, ребенок должен оставаться с матерью, даже если она не в состоянии  его прокормить и вырастить. Все суды признают только права матери.

Конечно, материнскую любовь ничем не заменишь. И, возможно, правильно, что закон в первую очередь защищает права женщины. Но ведь и отцовскую любовь нельзя исключать. По крайней мере, в нравственном смысле, все выглядит намного сложнее, чем по закону. Но, является фактом, что государство выбрало иной подход к подобным ситуациям.

- Сколько я не старался – просил, уговаривал – она не дает мне права общаться с ребенком. Пробовал через суд - бесполезно. Теперь я уже точно знаю, что все законы на стороне женщин. Мужчина для нее, только кошелек, - не унимается мой знакомый.

Тут и призадумываешься: как же так?

Сама мать не исключает возможности создания новой семьи, и иметь новых детей. Благо, у нее есть жених, а свадьба не за горами.

Конечно, она женщина, и обязана думать о детях. Так природой устроено. Отказать женщине в таких правах было бы безобразием. Тем более, что в Карабахе проблема улучшения демографической ситуации стоит на первом месте. В республике многое делается для повышения рождаемости. Массовые свадьбы, помощь многодетным семьям, пособия  третьему и четвертому ребенку, и  еще много чего - лишь бы рождались дети.

Но ведь отец тоже имеет какие-то права?

На деле, в подобных ситуациях, отец ребенка обязан исправно платить алименты – это 25% от зарплаты - и терпеть агрессивные нападки бывшей супруги. И только. Такое положение дел признано справедливым в законном порядке.

По статистике, 99%  судебных дел при разводе, и определению родительских прав, суд решает в пользу матери. За отцом остаются право материальной помощи. Если мужчина откажется от выплаты алиментов, то его ожидают повестки в суд и огромные штрафы, вплоть до лишения ежемесячной зарплаты. Даже если он утверждает, что алименты уходят не на ребенка, а на нужды матери, суд не выслушивает и не проверяет.

С законом спорить не нужно. Хорошо, что права женщины-матери  стоят на первом месте. Проблема, видимо, в том, что в жизни бывают исключительные случаи. Думаю, история моего знакомого - из ряда таких исключительных. Возможно, что таких историй можно и по пальцам посчитать. Ведь не часто встретишь  мужчину, желающего после развода оставить у себя ребенка. Наверное, именно такой опыт был заложен в основу принятия закона. Поэтому, остается лишь локализовать свои размышления лишь в нравственной составляющей таких ситуаций. Все же, закон учитывает и это обстоятельство – фактор отцовской любви.

По закону, если ребенку исполниться 10 лет, он имеет право сам выбрать, с кем из родителей жить. Это, последний, но серьезный шанс для любящего отца. Проблема лишь в том, каким он будет, этот ребенок, в 10 лет? Здесь, уже все остается за пределами закона – в сфере нравственных проблем. Закон дает право выбора, но сам выбор может определиться совсем иными обстоятельствами.

Так что, десять лет превращаются в борьбу за будущий нравственный выбор ребенка. Они же создают атмосферу, в которой ребенку приходится расти. Насколько это обстоятельство понимают родители – трудно сказать. Порою, жизнь преподает совсем неожиданные уроки. Оглянувшись по сторонам, можно увидеть всю сложность подобных ситуаций.

Севак, после развода с женой, раз неделю встречается с девятилетней дочкой. В последнее время, девочка просит купить ей не книжку или куклу, а настоящею газовую плиту или холодильник. Говорит, бабушка научила: если отец спросит, что ей купить, так и скажи.

Артур утверждает, что после развода, жена специально забрала детей, чтобы шантажировать его и требовать денег. У него бизнес, и естественно, он все делает, чтобы дети ни в чем не чувствовали нужды. Но постоянные претензии бывшей жены отбили у него охоту видеться с детьми. Он с нетерпением ждет, пока дети вырастут и сами определятся по отношению к отцу.

- Ну, конечно же, женщинам легче жить. Они ни о чем не думают – все на мужчинах.  Достать, заработать, завоевать – все мужчины, – утверждает наш бизнесмен. Но, все же, терпит.

В Карабахе, к женщинам, особое отношение. Дискриминация женщин здесь никак не ощущается. Женщины учатся, работают, служат в армии. Четыре министерских портфеля в правительстве принадлежат женщинам. Феминисток в Карабахе нет, и они, ни к чему. Карабахские мужчины знают, что с женщинами спорить бесполезно. Можно только проигнорировать, но только тогда, когда это не будет дорого стоить.

В наше время, как жизнь показывает, нет такого дела, с которым женщина не справилась бы. Карабахская война показала, что женщины могут стойко переносить все тяготы страшной войны наравне с мужчинами. А в мирное время, женщины тем более могут справиться с трудностями. Выражение «слабый пол» выглядит сомнительным.  Да и, выражение «хрупкие плечи» - не про наших женщин.

Может быть, и это обстоятельство отражается на взаимоотношениях супружеских пар. Развод, конечно, неприятное явление, но он существует. Нынешние условия жизни в Карабахе не позволяют многим женщин быть нежными и терпеливыми. И неудивительно, что многие предпочитают жить в разводе.

- Мне сейчас намного легче и спокойнее живется, - рассказывает тридцатилетняя Сусанна.- Муж относился ко мне как к собственности. Не разрешал работать. Свекровь все время меня ругала. Я терпела до тех пор, пока не узнала, что муж мне изменяет. Вот тогда я развелась. Сейчас мои девочки живут со мной, я работаю и счастлива как никогда.

В нашем обществе, конечно, несколько иное мнение на счет такой жизненной философии. Карабахцы уверены – все зависит от женщины, и во всем виновата женщина. Сами женщины тоже не отрицают, что во многих неурядицах в семье, да и в жизни, виновата, в большинстве случаях, сама женщина.

- Разве раньше было столько разводов. Мы жили и терпели. Муж не любим – не важно!

Главное, дети! – так говорит взрослая женщина. И если что-то не наладилось в отношениях с мужем, с детьми, с родственниками – виновата женщина.

И еще, женщина эта утверждает, что именно  мудростью, а иногда и хитростью можно заставить  мужчину принять то или иное решение. Она уверена, что, может право распоряжаться миром и принадлежит мужчине, но без оглядки на женщину последние ничего не могут решить. Женщины - это, и подруга по жизни, и тыл для мужчины. А, может быть, и приказчик. По крайней мере -  надо не разводиться с ними, а оставаться ориентиром для мужчин.

Мудрая, в своем роде, женщина. Смела совместить все. По карабахским традициям, женщина - олицетворение  любящей матери, примерной супруги, хранительница очага. Но женская эмансипация доходит и до нас. Сегодня женщина свободна и самостоятельна. Кроме любви и роли хранительницы очага ей нужно нечто большее. Может уверенности  в себе?

Благо закон, написанный руками мужчин,- на их стороне. Видимо об этом знают только женщины, а мужчины просто догадываются.

www.armtoday.onfo

2009-03-23

Մենք ծայրահեղությունների՞ ժողովուրդ ենք

1988 թ. ամռանը Լեռնային Ղարաբաղի փաստացի ղեկավար Հենրիկ Պողոսյանը չկարողացավ իր շրջապատին համոզել, որ Մոսկվայի առաջարկությունը պետք է ընդունել եւ ստանալ ինքնավար հանրապետության կարգավիճակ:

1990թ. սեպտեմբերին Լեւոն Տեր-Պետրոսյանը չկարողացավ ղարաբաղցիներիս համոզել, որ հարկավոր է Ադրբեջանի տեղական եւ Գերագույն խորհրդի ընտրությունների առիթն օգտագործել՝ վերականգնելու իշխանության սահմանադրական մարմինների լիազորությունները:

1997թ. աշնանը Լեւոն Տեր-Պետրոսյանը չկարողացավ իր շրջապատին եւ ղարաբաղցիներիս համոզել, որ հարկավոր է գնալ կարգավորման:

Այսօր բոլորը խոսում են կարգավորման մասին, բայց իրականում ոչ ոք կարգավորում չի ուզում. չեն ուզում միջնորդները, չի ուզում Ադրբեջանը, չենք ուզում մենք: Եւ 1994թ. մայիսին հաստատված ստատուս-քվոն մնում է անփոփոխ, բայց, իհարկե, դա հավերժ չէ: Ստատուս-քվոն չի կարող հավերժական լինել, քանի որ աշխարհում ոչինչ հավերժական չէ. Խորհրդային Միությունը հսկա կայսրություն էր, բայց մեր աչքի առաջ փլուզվեց, Լեռնային Ղարաբաղը 1923թ. հուլիսի 7-ից Ադր. ԽՍՀ կազմում ինքնավարություն էր մինչեւ 1988թ. փետրվարի 20-ը, այսօր միջազգային ճանաչման ձգտող անկախ հանրապետություն է:

Ամբողջ խնդիրն այն է, թե ի՞նչ է լինելու վաղը, 10 կամ  50 տարի հետո:

Կազմակերպված հանրությունները, որ ապրում են պետական կյանքով, նպատակադրվում են ապագայի կտրվածքով: Մենք, այնինչ, ապրում ենք այսօրվա առաջնահերթությամբ: Բայց քաղաքական էլիտան, եթե այդպիսին կա, նրա համար չէ, որ ենթարկվի սույնրոպեական նպատակահարմարությանը: Քաղաքական էլիտան նրա համար է, որպեսզի նպատակադրվի դեպի ապագան:

Որեւէ մեկը հազիվ թե կասկածի. եթե 1994թ. ամռանն Ադրբեջանի նախագահ Հեյդար Ալիեւը ենթարկվեր Ռուսաստանի հորդորներին եւ արեւմտյան նավթային ընկերությունների հետ չկնքեր ,Դարի պայմանագիրը», համաձայներ, որ Իրանի հետ սահմանն անցներ ռուսական զորքերի վերահսկողության տակ, ապա Լեռնային Ղարաբաղի հարցը կլուծվեր այնպես, ինչպես ուզում էր Բաքուն: Ոչ ոք թող չկասկածի. եթե այսօր Իլհամ Ալիեւը համաձայնի եւ իր երկրի գազը ,եվրոպական գներով» վաճառի Ռուսաստանին, ապա Մոսկվան իսկույն կթարմացնի ,Մայենդորֆյան հռչակագիրը» եւ Հայաստանին կհորդորի խաղաղության պայմանագիր ստորագրել Ադրբեջանի հետ՝ վերջինիս լիովին բավարարող պայմաններով: Բայց, ինչպես 1994թ., այնպես էլ այսօր, Ադրբեջանը համառորեն չի ընդունում Ռուսաստանի ,եղբայրական առաջարկությունները», քանի որ առաջնորդվում է ապագայի գերակայության սկզբունքով եւ մտադիր չէ իր անկախությունը պայմանավորել հյուսիսային հարեւանի կամայականությամբ:

Այսպիսով, կարծես, ուրվապատկերվում է, որ մեզ՝ որպես պետություն կայանալու եւ սեփական քաղաքականություն ձեւավորելու համար տրված ժամանակը կարող է տեւել այնքան, քանի դեռ միջնորդները, բայց հատկապես՝ Ադրբեջանը եւ Ռուսաստանը, ընդհանուր հայտարարի չեն գա:

Այդ ժամանակը սկսվել է 1994թ. ամռանը եւ շարունակվում է: Բայց ռուս-վրացական պատերազմը ցույց տվեց, որ ստատուս-քվոն կարող է փոխվել ոչ միայն փոխադարձ համաձայնությամբ, այլեւ՝ կողմերից մեկի ցանկությամբ եւ նախաձեռնությամբ:

Եթե Վրաստանը քաղաքական կամք դրսեւորեր եւ Ռուսաստանի հետ քննարկեր ստատուս-քվոն փոխհամաձայնությամբ փոխելու հարցը, ապա, շատ հնարավոր է, այսօր Հարավային Օսիան կլիներ Վրաստանի կազմում, իսկ Աբխազիան կբաժանվեր երկու՝ վրացական եւ ռուսական մասերի: Վրաստանը փորձեց խնդիրը լուծել բացառապես իր պատկերացրած սցենարով եւ փաստացի կորցրեց իր տարածքները:

Մեր դեպքում այդօրինակ վտանգ ոչ ոք չի տեսնում: Ընդհակառակը, տպավորություն կա, որ եթե Ադրբեջանը կրկնի Վրաստանի փորձը, ապա Ռուսաստանը կճանաչի նաեւ Լեռնային Ղարաբաղի անկախությունը: Բայց, հավանաբար, դա խաբուսիկ ընկալում է: Ճշմարտությանն ավելի մոտ է, որ Կոսովոյի եւ Աբխազիայի ու Հարավային Օսիայի անկախությունը ճանաչելով՝ Արեւմուտքը եւ Ռուսաստանը սպառել են ,ագրեսիվության լիմիտը»: Ավելի պարզ ասած՝ նրանք հասել են դիմակայության այն սահմանագծին, որից այն կողմ գործի է դրվում ,զինաթափության տրամաբանությունը»: Միջազգային ֆինանսատնտեսական ճգնաժամի պայմաններում կողմերը միմյանց կարիքն ավելի են զգում, քան մինչ այդ եւ, բնականաբար, հետագա առճակատման չեն կարող գնալ: Նրանք, իհարկե, վերջնականապես չեն էլ հաշտվի, բայց ,մի շունչ քաշելու» ժամանակով կփորձեն հանդուրժողականության տարրեր մտցնել փոխադարձ հարաբերություններում: Եւ եթե այդ հանդուրժողականության շրջանակներում ուրվագծվի Հարավային Կովկասը, ապա նրանք ձգտելու են հարթել նաեւ ,ղարաբաղյան կնճիռը», եւ ստատուս- քվոյի անընդունելիության հարցն ավելի սուր են դնելու:

Այս իրավիճակում հնարավո՞ր է անվերջ երկարաձգել հանգուցալուծումը:

Այսօրվա ընկալմամբ դա գերխնդիր է՝ մենք վերադառնում ենք ,արդար պահանջ՝ ոչ մի նահանջ» խանդավառության ժամանակներին եւ գրեթե նույն անհանդուրժողականությամբ ենք վերաբերվում կարգավորման ներկա մեթոդաբանությանը, ինչպես 1988թ. մերժում էինք խորհրդային կառավարության մշակած՝ ԼՂ սոցիալ-տնտեսական զարգացման ծրագիրը եւ պնդում, որ ,մեր հարցը քաղաքական է, ոչ թե՝ տնտեսական»:

Ինչ խոսք, մերժել կարելի է, բայց այն դեպքում, երբ ունես հարցի լուծման սեփական պատկերացումը: Իսկ դա չի կարող լիարժեք եւ գործունակ լինել, եթե հենվում է բացառապես տեղական ընկալումների վրա:

Ադրբեջանին, օրինակ, չի հաջողում կարգավորման իր մոդելը դարձնել միջազգային, քանի որ այն խիստ էգոիստական է, չափազանցված եւ՝ ամբիցիոզ: Ոչ մի երկիր, այդ թվում եւ՝ Թուրքիան, չէր ցանկանա, որ այս իրավիճակից Ադրբեջանը դուրս գար լիովին հաղթանակած, քանի որ այդ դեպքում դժվար կլինի զսպել նրա ամբիցիաները: Ոչ մի երկիր, այդ թվում՝ ռազմավարական դաշնակից Ռուսաստանը, չի ձգտում, որ Լեռնային Ղարաբաղը ներկա փաստացի սահմաններում միջազգայնորեն ճանաչված անկախություն ստանա կամ միանա Հայաստանին: Եւ սա շատ բնական ու հասկանալի է. այդ դեպքում Հայաստանը կդառնա ամբիցիոզ երկիր, իսկ Ադրբեջանը՝ Ռուսաստանի թշնամի:

Ուրեմն, միջակայքը սա է. Լեռնային Ղարաբաղը պետք է իր մոտեցումն այստեղ ճշտի՝ Ռուսաստանի եւ Թուրքիայի շահերի շրջանակներում:

Առհասարակ, Հարավային Կովկասի իրավական ստատուս-քվոն Ռուսաստանի եւ Թուրքիայի գործն է: Այս երկու երկրներն են այն ճշտել նախ 1921թ. մարտի 15-ի, ապա՝ նույն թվականի հոկտեմբերի 13-ի պայմանագրերով: Եւ, ինչպես վկայում է ռուս-թուրքական հարաբերությունների ներկա մակարդակը, Մոսկվան եւ Անկարան, կարծես, մնացածներին հասկացնում են, որ մտադիր չեն իրենց առանձնահատուկ դերակատարությունը կիսել եվրոպական կամ անդրօվկիանոսյան որեւէ երկրի կամ միջազգային կազմակերպության հետ:

Եւ այս կոնտեքստում ըմբռնելի են նաեւ հայ- թուրքական շփումներն ու երբեմն-երբեմն արվող լավատեսական կանխատեսումները: Ամեն ինչ, ի վերջո, հակված է վերադառնալ իր սկզբին: Նաեւ՝ մեր ազգային ծայրահեղապաշտությունը:

Սիմոն Վրացյանը ,Հայաստանի Հանրապետություն» գրքում վկայում է, որ 1920թ. ամռանը Մոսկվան, իր լիազոր ներկայացուցիչ Բորիս Լեգրանի միջոցով, հորդորում էր հրաժարվել Սեւրի պայմանագրից, ինչին ,կառավարությունը վճռականապես դեմ էր»: Հայաստանի կառավարությունը ոչ միայն անկախություն, այլեւ ազատություն եւ միացյալ հայրենիք  էր ուզում, որն, իբր, տալիս էր Փարիզի խաղաղության վեհաժողովը: 1920թ. սեպտեմբերին Թուրքիան պատերազմ սկսեց հաղթող երկրների կրտսեր դաշնակից Հայաստանի դեմ, եւ ընդամենը երկու ամիս անց Քյազիմ Գարաբեքիր փաշան Վրացյանի կառավարությանը վերջնագիր ներկայացրեց Ալեքսանդրապոլից:

Վահրամ ԱԹԱՆԵՍՅԱՆ

ԼՂՀ ԱԺ արտաքին հարաբերությունների մշտական հանձնաժողովի նախագահ, Արցախի ժողովրդավարական կուսակցություն

Անալիտիկոն

Համար 2