Принято считать, что разрешение карабахского конфликта - это ключ к любому значительному прогрессу в деле обеспечения безопасности и достижения соглашения о сотрудничестве в регионе Южного Кавказа. Дело в том, что наш конфликт с Азербайджаном напрямую сталкивает между собой два признанных и одно «непризнанное» государство (по сути, половину из шести субъектов региона). Очевидно, что прочный мир возможен в том случае, если он будет учитывать интересы всех конфликтующих сторон.
Что же больше всего беспокоит карабахскую сторону?
На наш взгляд, в основе карабахской проблемы лежит проблема безопасного проживания армянского населения края на своей родине. То, что армянский народ Карабаха является автохтонным на данной территории - неоспоримый факт.
Проблема Нагорного Карабаха впервые возникла в 1918 году после развала Российской империи - в связи с необходимостью территориального разграничения между ставшими независимыми Арменией и Азербайджаном. Этот спор, который стал предметом рассмотрения Лиги Наций, длился до 1921 года, когда после советизации Армении и Азербайджана, партией большевиков было принято решение о передаче Нагорного Карабаха в состав Азербайджана на правах автономии. Принятое решение не учитывало волю карабахских армян, которые составляли в то время более 90 процентов населения края.
В Карабахе люди старшего поколения помнят, как в течение всего периода пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР республиканские власти систематически нарушали права карабахских армян, реализуя репрессивную политику, призванную изменить демографическую картину Арцаха. Подавлялось естественное развитие экономики, которая искусственно замыкалась на другие регионы Азербайджана и способствовала притоку в край этнических азербайджанцев. Армяне Карабаха испытывали на себе всю тяжесть и жестокость советского репрессивного аппарата. Имели место случаи убийств, исчезновений людей и пыток, произвольных арестов, показательных судов над политическими заключенными, подавления инакомыслия и открытой депортации жителей десятков населенных пунктов.
Нынешнее поколение карабахцев подверглось реальной угрозе полного физического уничтожения в ходе начатой Азербайджаном в 1992 году широкомасштабной вооруженной агрессии. Только ценой больших людских и материальных потерь удалось остановить войну, коснувшуюся практически каждую карабахскую семью, жертвами которой стали тысячи людей.
И если в советские годы Азербайджан проводил в Карабахе относительно осторожную (с оглядкой на Кремль) политику по выдавливанию коренного армянского населения, то после развала СССР и обретения независимости азербайджанское политическое руководство прибегло к открытым насильственным мерам и прямой вооруженной агрессии против Карабаха.
Таким образом, Азербайджан, с момента своего первого появления на политической карте мира в 1918 году, ставил перед собой задачу изгнания или физического уничтожения армян Арцаха. На протяжении всей истории взаимоотношений Азербайджан при всех режимах представлял реальную угрозу безопасности Нагорного Карабаха. Поэтому обеспечение внешней безопасности НКР и ее народа и сегодня остается весьма и весьма актуальной задачей.
В то же самое время НКР не угрожает безопасному существованию и развитию Азербайджана. Напротив, после правового выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана и заключения перемирия, последний продемонстрировал бурное экономическое развитие, и по свидетельству азербайджанского президента, макроэкономические показатели этой страны ежегодно растут. Послевоенные границы 1994 года, которые появились вследствие этно-территориального размежевания, наряду с другими факторами, являются важным элементом в поддержании стабильности в регионе. Создавшиеся условия, с одной стороны, позволяют странам региона развиваться, а с другой - способствуют обеспечению прав граждан НКР на физическую безопасность и государственную независимость. Совершенно очевидно, что НКР не сможет самостоятельно развиваться и обеспечивать военную, продовольственную, энергетическую и экологическую безопасность в изначально нелегитимных и анклавных границах бывшей автономии. Очевидно и то, что претензии Азербайджана на территории Карабаха являются вопросом политических амбиций, а не жизненно-важным фактором развития этой страны.
Обеспечение безопасности народа НКР является ключевой проблемой в урегулировании конфликта с Азербайджаном. Безопасность Карабаха может быть обеспечена путем признания независимой государственности НКР. Мировой исторический опыт показывает, что наиболее мощной и совершенной организацией, призванной обеспечить безопасность в масштабе всего общества, является государство. Одной из важнейших функций государства является именно защита интересов всех своих граждан, социальных групп, обеспечение их безопасного существования и жизнедеятельности. Народ Карабаха, реализовав свое право на самоопределение, создал и отстоял в навязанной войне свое государство. Признанный статус независимой государственности НКР не самоцель, а возможность обеспечения политико-дипломатическими средствами безопасности народа от существующих и возможных внешних угроз. Признание НКР со стороны мировых и региональных держав могло бы помочь Азербайджану преодолеть имеющиеся психологические барьеры и пойти на сотрудничество со всеми странами Южного Кавказа, точно так же, как Запад помог Сербии начать интеграцию в Евросоюз, сохранив лицо в вопросе Косово. Подобное развитие ситуации принесет долгосрочную стабильность Южному Кавказу и обеспечит энергетическую безопасность Европы.
За последние месяцы наблюдается интенсификация контактов между официальными лицами Армении и Турции. В ходе обсуждений официальная Анкара стремиться активизироваться и в вопросе карабахского урегулирования. Какую же роль играла Турция в карабахском конфликте и возможна ли трансформация этой роли?
На всем протяжении конфликта между Карабахом и Азербайджаном, Турция всегда поддерживала Азербайджан. Так было на первом этапе конфликта в 1918-1920 годах, а за последние два десятелетия мы стали очевидцами азербайджано-турецкого стратегического партнерства. Достаточно указать на военно-техническую помощь Турции Азербайджану в ходе вооруженной агрессии этой страны против народа НКР, подготовку офицерских кадров для азербайджанской армии, наличие в Азербайджане многочисленных турецких военных советников и продолжающееся участие Турции в сухопутной блокаде Армении и НКР. Известно, что согласно международному праву, блокада является одной из форм враждебных действий. С другой стороны, Турция с 1992 года входит в состав Минской группы ОБСЕ, которая осуществляет посредническую миссию в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Таким образом, Турция в нашем конфликте с Азербайджаном выступает в двух противоположных ипостасях. С одной стороны она открыто поддерживает Азербайджан и ведет себя, зачастую, как конфликтующая сторона, с другой – вместе с остальными членами Минской Группы ОБСЕ является международным посредником.
Согласно мнению специалистов по региону, в том числе представителей экспертного сообщества Турции, подобная политика Анкары по отношению к Армении и НКР оказалась неэффективной, а новая расстановка сил на Южном Кавказе после «пятидневной войны» в Грузии стала толчком для того, чтобы Турция скорректировала свою внешнюю политику. Череда поездок лидеров Турции в страны региона и в Москву, инициатива по созданию «платформы безопасности» на Кавказе сами за себя говорят о стремлении Анкары стать серьезным игроком в кавказском регионе.
Сможет ли Турция найти свое новое место в регионе и сыграть позитивную роль в урегулировании карабахского конфликта? Считаем, что это возможно в том случае, если турецкое руководство откажется от поддержки одной из сторон конфликта (Азербайджан), будет вести себя нейтрально, как подобает члену международной посреднической миссии. На самом деле Турция имеет особое влияние на Азербайджан, и при конструктивном и объективном подходе реализация возможностей Анкары может помочь разрешению конфликта, а значит, принесет региону больше стабильности. Для достижения этой цели имеются определенные предпосылки. Например, только Турция способна убедить азербайджанцев отказаться от небольшой части территории (которая подчинялась Баку только при советской власти и никогда не была частью независимого Азербайджана), ради сохранения реального суверенитета в собственной стране. Очевидно, что продолжение сегодняшней линии поведения официального Баку, превратит Азербайджан – страну, обладающую большим энергетическим потенциалом и возможностями для ведения самостоятельной политики, в зависимый сырьевой придаток других государств. Оставаясь заложником необоснованных амбиций, Азербайджан утратит свои позиции в регионе, в том числе контроль над путями транспортировки собственных энергоресурсов.
К сожалению, история армяно-турецких взаимоотношений за последнее столетие отягощена трагическими страницами и негативными фактами. Речь идет о Геноциде армян, поддержке Азербайджана в его вооруженной агрессии против армян Карабаха, блокаде Армении. Поэтому в Карабахе с определенным недоверием относятся к турецким инициативам. Для нас показателем искренности намерений Турции в налаживании добрососедских отношений с Арменией могут служить следующие практические шаги Анкары: отказ от требований к армянам пойти на территориальные уступки Азербайджану, установление дипломатических отношений с Арменией и открытие сухопутной границы. Эти шаги должны продемонстрировать нам, с кем мы имеем дело: со страной, которая руководствуется доктриной пантюркизма или современной Турцией, которая стремиться стать частью Европейского союза, принимая систему ценностей этого объединения.
Если выясниться, что Армения имеет дело с прогрессивной страной, то возможно в 21-ом веке, нашему поколению армян и турок удастся найти такие темы для обсуждения, которые не будут отталкивать друг от друга два соседних народа, а будут отвечать их взаимным интересам.
Такие темы как, карабахская и кипрская проблемы, курдская проблематика, евро-интеграция, вопросы экономики и региональной безопасности, обладают достаточным ресурсом для взаимовыгодного сотрудничества. Реализация согласованных шагов и участие в региональных проектах способны сблизить два народа и установить долгосрочные доверительные отношения между ними.
Честный диалог, налаживание взаимовыгодных экономических и гуманитарных контактов, осуществление программ научного, образовательного и культурного сотрудничества будут способствовать снятию напряженности между армянским и турецким народами и послужат стимулом к региональному миру и безопасности.
Масис Маилян,
независимый эксперт по вопросам внешней политики и безопасности.
Статья подготовлена на основе выступления автора на семинаре «Серии армяно-турецкого диалога: разрывая порочный круг», организованном Институтом Кавказа (Армения) и TESEV (Турция) в Ереване в ноябре 2008 года.