Карабахская проблема в последнее время стала особенно актуальной. В прессе множество прогнозов относительно того, когда и в каком ключе она будет разрешена и будет ли разрешена вообще, собирается ли власть сдавать контролируемые территории, что Армения получит взамен, и как все это отразится на внутри- и внешнеполитической ситуации. По теме высказываются все, кто считает себя знатоком данной проблемы. Так как высказываний много, то получается, что и знатоков много. Может быть...Но предлагаемое интервью с доктором политических наук, заведующим кафедрой политологии Ереванского государственного университета Гариком Керяном, человеком, который профессионально занимается политической аналитикой, наверняка будет читателю интересным.
- В процессе урегулирования задействовано несколько сторон, каждая из которых преследует свои интересы. Как политические, так и экономические. В первую очередь это сверхдержавы, то есть США и Россия. И Евросоюз. Конфликт затрагивает интересы и региональных стран, таких, как Турция и Иран. И проблема тут в том, что из-за серьезного столкновения интересов в регионе для крупных игроков разрешение конфликта в русле определенных геополитических приоритетов является более важной задачей, чем обоснованное разрешение конфликта в рамках правовых международных норм.
Вообще, я считаю, что общество находится в определенном заблуждении относительно карабахской проблемы и механизмов ее разрешения. Для человека, анализирующего проблему с научной точки зрения, ясно, что разрешение этой проблемы давно уже находится вне компентенции как Армении, так и Азербайджана. Если кто-то считает, что вопрос может быть разрешен нашими или азербайджанскими усилиями, он глубоко ошибается. Я уверен, что придет время, когда армянские политологи будут обсуждать вопрос: а не было ли ошибкой то, что карабахскую проблему вынесли на международный уровень? Ведь пишут же аналитики о том, что армянский вопрос, ставший повесткой дня на Берлинском конгрессе, впоследствии аукнулся 15-ым годом. Влиятельные государства превратили армянский вопрос в предмет торга, а когда пришло время его решать, заняли нейтральную позицию, и в результате пострадал не кто иной, как армяне. Не повторится история заново, уже на фоне карабахского вопроса? В начале двадцать первого века? Я постоянно задаю себе этот вопрос.
- Вы считаете, что Армения - марионетка? И от воли как политического руководства, так и народа ничего не зависит?
- Не совсем так. Просто мы должны исходить не из эмоций и благих побуждений, а из объективного анализа реалий сегодняшнего дня. За примерами далеко ходить не надо. Я имею в виду Сербию. Армению ни по политическому, ни по экономическому, ни по военному потенциалу нельзя сравнить с Сербией. А ведь после развала Югославии как мини-империи, когда возникли определенные территориальные проблемы, сербы попытались противостоять решению, уже принятому на Западе. Чем это кончилось, мы все знаем. Данная параллель, как и многие другие, говорит всего лишь о том, что ключи от карабахской проблемы находятся вне Армении. Как и вне Азербайджана.
- Если для Вас это представляется неоспоримым, может, Вы обрисуете, как выглядят эти ключи? В чем суть решения, которое может быть принято или уже принято?
- В Армении этой информацией, я думаю, обладают всего два-три человека. Все эти разговоры о Мадридских принципах - пустой звук. Никто не видел и не читал их. И все аналитические материалы, появляющиеся в прессе, основаны на домыслах. Или на заявлениях сопредседателей, которые ничего не раскрывают. Я уверен только в одном. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ пока не пришли к единому мнению относительно путей решения карабахской проблемы. Между ними, и в частности, между Россией и США остаются определенные противоречия. И пока эти противоречия есть, проблема не будет решена. А как только они между собой договорятся, или когда одна сторона настолько усилит свои позиции, что другой надо будет смириться, процесс улаживания формальностей займет очень короткое время.
Может быть, это будет договоренность о том, что Армения отдает взятые под контроль районы взамен референдума по статусу НКР через энное количество лет с сохранением Лачина как коридора между Арменией и НКР. И с размещением в зоне конфликта миротворцев НАТО или России, или совместных. Возможно, это будет какая-то другая схема. Но как только державы достигнут согласия по этому вопросу, и общественность будет официально поставлена в известность, можно будет считать, что процесс урегулирования карабахской проблемы вошел в свою завершающую стадию. И вот тогда можно будет обсуждать конкретный план. И соглашаться или не соглашаться с ним. А пока что такие обсуждения беспредметны, потому что никто не знает, что конкретно обсуждать. Эти обсуждения скорее носят пиар-характер. Оппозиция критикует власть, власть доказывает, что она решает проблемы, кого-то возвеличивают, кого-то ругают. Я не против, конечно, и не считаю, что надо сидеть сложа руки и ждать, пока кто-то примет за нас решение, но в то же время как реалист я понимаю, что есть данность, с которой нельзя не считаться.
- Можете спрогнозировать, насколько страны-сопредседатели близки к согласию?
- Это неблагодарное занятие. Пока что явно видно, что столкновение интересов продолжается, и никто не хочет уступать свои позиции. У США есть определенные проблемы с Францией и Германией в целом, Россия стремится возродить свое былое влияние на Южном Кавказе, и на этой почве у нее противоречия с США и с Евросоюзом. Южноосетинские события показали, что все попытки скинуть Россию со счетов обречены на провал. Россия наказала Грузию и, как говорится, показала, кто в доме хозяин. В этой связи все страны в регионе вынуждены были скорректировать свою позицию, в том числе и Армения, которая срочно предприняла шаги по налаживанию отношений с Турцией, чтобы не оказаться в полной экономической блокаде. И я думаю, что с Москвой были определенные консультации по этому поводу. Москва согласилась на некоторое потепление армяно-турецких отношений, потому что русские поняли, что стратегический союзник - Армения - оказывается просто в безвыходной экономической ситуации. И то, что мы сейчас будем получать газ из Ирана, также, по-моему, не случайно. Это альтернативный источник на случай, если русские решат не использовать грузинскую территорию как транзитную для своего газа. И этим лишить Грузию экономических дивидендов.
Не секрет, что российско-грузинская граница на замке. Нет товарооборота, нет общения. Я также предполагаю, что русские могут использовать свои хорошие отношения с Турцией для того, чтобы пролоббировать открытие армяно-турецкой границы. Вообще, история знает не так много примеров русско-турецкого диалога. В основном отношения России и Турции были враждебными. Не считая кемалистского периода. Сегодня как раз наблюдается диалог. Турецкая инициатива по Южному Кавказу объясняется в том числе и этим фактом. Но во всем этом есть как плюсы, так и минусы. Если внешняя политика России в регионе будет основываться только на прагматизме, на экономической выгоде, то не исключено, что Россия попытается сблизиться с Азербайджаном за счет армянских интересов. И если Азербайджан пойдет на это сближение, то для нас это будет катастрофой. Опять-таки если опираться на исторические аналогии, то в свое время Нахичевань и Нагорный Карабах были переданы в состав Азербайджана Россией, потому что Азербайджан тогда вошел в состав большевистской России, а Армения все еще оставалась самостоятельной. И сегодня ситуация может повториться. Не буквально, конечно, а в смысловом плане.
- Предположим, компромисс между странами-сопредседателями все же достигнут. Выработан реальный план, устраивающий державы. И он предлагается сторонам.
- Если в этом плане будет то, о чем говорил президент Саргсян, я думаю, он не вызовет особых эксцессов в Армении. Речь идет о статусе НКР, гарантиях безопасности и о коридоре, связывающем Армению и НКР. Все разговоры ура-патриотов о том, что нельзя сдавать и пяди контролируемых территорий - бред. Если бы у Армении были соответствующие возможности для этого, тогда пожалуйста - давайте ничего не сдавать. Но таких возможностей нет. Ни политических, ни экономических. Ни военных. У Израиля такие возможности есть, и пятьдесят лет страна воевала. Но за Израилем стояли и стоят мощные силы. И даже с учетом поддержки США и других стран там поняли, что нельзя воевать вечно, и пошли на компромиссы.
И Армении придется пойти на компромиссы. Иного пути просто нет. Конечно, оппозиция попытается использовать ситуацию, но я не думаю, что у нее что-то выйдет. Мы неглупый народ, прагматичный, и каждый понимает предел возможностей и страны, и своих собственных.
Я думаю, что общество должно поддержать президента страны. Он умен, гибок, расчетлив, к тому же не зашорен идеологическими штампами. И нельзя не признать этого. Он смелый политик и смелый человек. Может быть, несколько авторитарный, Но мы не Европа, что бы там ни говорили. И по менталитету, и по истории. Так что тут нужен сильный человек у власти.
Арам Яврумян
Деловой Экспресс
No comments:
Post a Comment