Wednesday, March 11, 2009

РЕСУРСЫ ПРИМИРЕНИЯ ИЛИ ВЫКРУЧИВАНИЕ РУК?

1 марта сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели встречу с представителями неправительственных организаций Нагорно-Карабахской Республики. Целью встречи, согласно заявлениям посредников, является стремление получить поддержку общественности республики в переговорном процессе в рамках МГ, а причиной - отсутствие "политической воли для принятия решений." Под "политической волей", надо полагать, имеется в виду резкое неприятие предложенных посредниками принципов урегулирования конфликта армянской общественностью, в первую очередь НКР.

Идею встречи посредников с представителями неправительственных организаций Арцаха, конечно, можно было бы только приветствовать, если бы не несколько настораживающих обстоятельств. В первую очередь возникает вопрос: почему именно сейчас, на 17-м году переговорного процесса, посредники вдруг вспомнили о карабахской общественности?

Второе, что не может не настораживать, – фон, на котором произошла эта встреча. Буквально несколько дней назад был опубликован доклад Госдепа США о ситуации с правами человека в мире, в котором впервые за годы интернационализации конфликта (с 1992 года) американская администрация применила позорную прежде всего для себя формулировку: "армянские сепаратисты с поддержки Армении продолжают контролировать большую часть нагорно-карабахского региона Азербайджана и семи прилегающих азербайджанских территорий". Причем, если в прошлом году более мягкая фраза американского Госдепа вызвала протест армянского МИД и затем несколько раз переделывалась по требованию то азербайджанского, то армянского внешнеполитического ведомств, то в этом году Министерство иностранных дел и в целом армянская сторона хранят многозначительное молчание.

А вот американский посредник Мэтью Брайза, как всегда, весьма активен и его комментарий ситуации является третьим настораживающим фактором. По сообщениям информагентств, Брайза в Ереване подчеркнул, что госдеповская формулировка является официальной позицией США, и добавил: "Я могу с уверенностью заявить, что в составе Минской группы нет стран, имеющих другую позицию по этому вопросу". К сожалению, никто из присутствовавших на пресс-конференции журналистов не задал американцу или другому посреднику логичный в данной ситуации вопрос: "А для чего, собственно, в таком случае надо было в 1992 году затевать весь этот сыр-бор с переговорным процессом, если статус Карабаха, как выясняется, не подлежит изменению? И если все, по сути дела, возвращается к ситуации 20-летней давности с насильственным возвращением Арцаха в состав геноцидогенного Азербайджана?"

Четвертый, весьма симптоматичный и тревожный фактор заключается в том, что инициатором встречи сопредседателей с общественностью НКР выступил так называемый Консорциум британских неправительственных организаций, в который входят организации "Линкс", "Международная тревога" и "Ресурсы примирения". Опять-таки логичен вопрос: с какой стати англичане выступают инициаторами такой встречи и берут на себя, по словам руководителя "Линкс" Дэнниса Саммута, функцию "подготовки общественного мнения НКР" к мирному урегулированию, если отлично известны и традиционная роль Великобритании в регионе, и тот факт, что эта страна имеет в Азербайджане весьма существенные экономические интересы?

Наконец, пятый фактор – недавний доклад опять-таки британского журналиста Томаса де Ваала относительно урегулирования конфликта, вызвавший резкую отповедь со стороны МИД НКР. Напомним, что де Ваал предлагает провокационный по своей сути вариант: Азербайджану следует примириться с мыслью о потере Карабаха в рамках бывшей НКАО, а вот Армения, дескать, должна распрощаться с надеждой удержать освобожденные или, по словам президента НКР, закрепленные Конституцией НКР территории. В контексте высказываний и подходов Госдепа и Брайзы такой расклад, видимо, должен показаться благом для армянской стороны.

И вот на подобном информационном фоне созывается встреча сопредседателей с общественностью НКР. Отметим, кстати, что Британский консорциум давно и основательно готовился к роли инициатора: две из перечисленных организаций - "Международная тревога" и "Ресурсы примирения" - в течение нескольких последних лет активно работают в Карабахе, реализуя здесь проекты по "демократизации общества и диалогу с партнерами из Азербайджана". Но если планы и надежды британских "неправительственных" организаций вполне понятны, то возникает очередной логичный вопрос: в чем именно стремятся сопредседатели убедить карабахцев? Если речь идет о поддержке принципов урегулирования, то в чем, кому и с какой целью карабахская общественность должна, по логике сопредседателей и инициаторов встречи, оказать поддержку?

Не будем фарисействовать и заявлять, что, мол, принципы урегулирования держатся в секрете и потому непонятно, о поддержке чего конкретно идет речь. Нет, все предельно ясно: господин Брайза и молчание армянской стороны не оставляют места для недопонимания. А это означает следующее.

Во-первых, карабахская общественность должна дать добро на вывод Армии обороны НКР из освобожденных территорий, составляющих в том числе и пояс безопасности республики, и уже одним этим шагом поставить собственную безопасность под очень большой вопрос. Во-вторых, согласиться на возвращение на эти территории азербайджанцев без малейшего намека на решение судьбы армянских беженцев. В-третьих, согласие на в лучшем случае – неопределенный, говоря языком дипломатическим, "отложенный" статус, в худшем – на возвращение в состав государства, многократно делом подтверждавшего свои намерения не только очистить Карабах от армян, но и вести экспансионистскую политику в отношении самой Республики Армения. Что, кстати, делается уже и на уровне международных организаций и форумов: так, на недавней встрече в Вене в рамках ОБСЕ депутат от Азербайджана без лишних церемоний заявила, что вся территория современной Армении является территорией Азербайджана. И таких примеров можно привести множество.

Знают ли посредники историю Карабахского вопроса – хотя бы последних 20 лет? Знают ли о многочисленных фактах геноцида, погромов и резни мирного армянского населения, устроенных Азербайджаном на государственном уровне? Знают ли о сотнях тысяч беженцев-армян и условиях их изгнания из Азербайджана, о продолжающейся блокаде Армении? Помнят ли о случае в Будапеште? В курсе ли воинственной риторики лидеров АР, не оставляющей сомнений в истинных намерениях официального Баку? Осведомлены ли о той пропаганде ненависти, вражды и расизма, которая является официальной внутренней политикой Азербайджана, реализуемой на государственном уровне?

Если не знают, то по какому праву занимаются посредничеством? А если знают, выводов может быть два: во-первых, страны-сопредседатели становятся достойными продолжателями опаснейших сталинских традиций и сознательно пытаются вновь подложить в регион мину уже не замедленного, а ускоренного действия, ибо то, к чему хотят принудить общественность НКР, безусловно, приведет лишь к новой ожесточенной войне, но никак не к миру. И второе: страны - сопредседатели Минской группы становятся сообщниками Азербайджана в его преступных планах по ликвидации армянского населения Арцаха – и не только.

По странному совпадению визит и встреча с общественностью НКР состоялась в дни, когда армянский народ отмечал очередную годовщину "сумгаита". Знали ли об этом сопредседатели – г-да Брайза, Мерзляков и Фасье, взявшие на себя недостойную миссию убеждения арцахской общественности подписать собственный приговор?

Автор Марина ГРИГОРЯН  

Голос Армении

2009-03-07

No comments:

Post a Comment