Friday, April 17, 2009

Нагорный Карабах: Ковать судьбу на основе собственных желаний невозможно

Как-то, оказавшись по делу в Мартунинском районе Нагорного Карабаха, пришлось встретиться с человеком с какой-то особенной жизненной философией. Это был шестидесятилетний кузнец Самвел. Да, самый настоящий кузнец, какового сегодня днем с огнем не найти. А еще и, человек, сохранивший вместе со своей профессией какой-то редкий по нашим временам здоровый взгляд на жизнь. Потому и, не смогла я сдержать соблазн «приколоться» к этому человеку с вечно мучающими меня вопросами.  

 Ведь, сколько банальных вопросов существует в нашей жизни? Хотя бы, вот такие: что такое жизнь? Для чего она дана человеку? 

Те, у которых я, до сих пор, спрашивала об этом, приходили в недоумение, и сразу не могли ответить. Им понадобилось время, чтобы обдумать такой вопрос.

Но интересно то, что ответы, все же, прозвучали. Кто-то сказал, что жизнь не только интересна, но и трудна. Кто-то  утверждал: сколько людей -- столько жизней и судеб. Все они такие разные и, в то же время, вроде похожие. Но  никто не знает, что его ждет завтра. 

Может жизнь этим и интересна, что никто не знает о том, что будет через час, через день, через неделю. Но ведь так хочется узнать хотя бы кое-что, что ждет тебя впереди? Может быть, тогда человечество было бы гораздо спокойнее и разумнее?  

- А что интересного в том, если человек будет знать будущее?- переспрашивает Самвел. - Представь, что мой сосед узнал бы, что его жена на старости лет станет невыносимой стервой? Так он бы никогда в жизни не женился. 

Это, конечно, трудно отрицать, но ведь остается фактом, что человеку всегда любопытно, что его ждет впереди. Для чего тогда люди идут к гадалкам, экстрасенсам и оракулам? Всякому хочется определить судьбу или карму. А почему бы и нет?  

- Зачем мне гадалка? Я обыкновенный, простой человек. А что может пожелать простой карабахский мужик? Чтоб жена была красивая, дети здоровые и работа по душе. 

Самвел, единственный кузнец во всем районе. Конечно в наше время, профессия кузнец не популярна, и даже вымирающая. Может, поэтому он и единственный? Может и единственный, но, что он хороший кузнец, говорят его заказчики. К нему приходят со всего района, и даже с соседних районов.

Несмотря на свои шестьдесят лет, Самвел выглядит статно и бодро. Даже друзья завидуют ему. Он доволен всем, что происходит с ним. И даже не представляет, что у него могло сложиться по иному. 

В молодости не представлял, что ему придется стать кузнецом. Работал у своего деда в кузнице подмастерьем только ради удовольствия. Но, и образование сумел получить  высшее.  

Конечно, общепринятая жизненная схема не прошла стороной Самвел. У него есть все, чтобы считаться счастливым и благополучным человеком. Но есть что-то и такое, что постоянно нарушает спокойствие Самвела. Это - память. Память о прошлом не покидает его мысли.  

- Конечно, я воевал ради своих родных, защищал их. Но все же жалко, что те годы, когда я был молод и красив, когда мог бы посвятить себя детям, любить молодую жену - пришлось потратить на такое страшное явление, как война.

 Самвел уверен, на все сто, что так было предрешено судьбой. Не зря же он оказался в первых рядах освободительного движения? Не зря его слушались друзья и доверяли? И не зря же, он выжил и занимается таким мирным делом?

 

- После Карабахской войны, и после госпиталя у меня поменялась что-то в душе. Жизнь мне показалась более хрупкой. Не мог я тратить оставшиеся годы на чиновничью, кабинетную работу. 

И вспомнил Самвел про деда, про его мудрые советы, про кузницу.  

Теперь, когда столько прожито и пройдено, Самвел понимает, почему дед хотел, чтобы внук уважал и ценил жизнь. 

- Моя кузница – мой мир. Я очень дорожу этим. Сюда приходят мои однополчане, и мы можем посидеть, поговорить, вспоминать.

Но что больше всего нравится Самвелу в своей профессии, так это, ковать сувениры для своих друзей. И не из простотого железа - а из деталей подбитой военной техники. 

Самвел был рад, что сегодня у его близкого друга  именины. Справлять будут узким кругом.  По мужски – без женщин, и конечно же, в кузнице у Самвела. По этому поводу, для друга, Самвел решил сделать особенный подарок – как говорится своими пальцами.

За поселком стоит подбитый азербайджанский БТР. Так вот, Самвел специально лазил туда, чтоб вытащить подходящие детали.

Эта идея давно крутилась в голове у Самвела. Плугов, лопат и иной «мирной» техники из деталей боевых машин он успел перековать много. ... Но, чтоб подарок для друга сделать – как-то времени не было. А тут как раз, и повод нашелся.

Самвел будет ковать лошадку – друг очень любит лошадей. 

- Я не знаю, что с нами происходит. Вроде давно прошла война, но мы никак не можем забыть то время. Встречаемся и говорим только о войне и ее последствиях. Очень много говорим о послевоенных годах и, конечно же, о том, что происходит с нашим обществом.

- Я лично, очень разочарован нашим послевоенным руководством. Не зря говорят, что воюют одни, а плодами победы пользуются другие. Вот эти другие и пришли к власти. Очень предприимчивые оказались, - под щелчки ударов молота говорит кузнец.

- Что самое интересное: почему то у власти никогда не бывает настоящих азатамартиков. Вроде много нас осталось в живых, но почему-то к власти не тянемся. 

Самвел утверждал, что когда они собираются, то говорят только об этом. Остановиться не могут. Даже смеются над многим, что происходит в нашей республике.

- Особенно весело бывает, когда читаешь в газете, или слышишь по телевидению, что наградили такого-то за заслуги перед родиной. А мы-то его знаем. Знаем, что никаких заслуг у него нет, и во время войны он был в России, или в Армении, или из подвала не выходил. А тут боевую медаль или орден ему вручают. Абсурд конечно, но что нам остается - только смеяться. 

-Конечно, я понимаю, что нельзя жить прошлым. Понятно, что жизнь продолжается и приходит новое поколение. Но все же, так обидно, когда речь заходит об освобожденных территориях., а нас и не спрашивают.

- Лично я и мои друзья считаем, что ни один руководитель не рискнет подписаться под таким документом, где говорится о том, что территории сдают азерам. Но ведь жизнь такая подлая  штука – у кого власть, у того и сила.

- Понимаете, очень много моих друзей, которые воевали, не могут оправиться после войны. Многие не могут понять, что на войне свои законы, и они не совпадают с мирными законами.

- А еще, что-то часто стали говорить, что может война начаться. Я считаю, что это неправильные разговоры. Нельзя шутить по теме войны или пугать народ войной. Ведь те, кто видел войну, естественно еще не оправились и, конечно же, не желают возвращаться в те страшные дни. И не стоит пугать людей и оправдываться тем, что все делается ради того, чтоб войны не было.

- Я человек простой, и жизнь я принимаю такой, какой она есть. Надеюсь на себя и Бог мне в помощь. И сыновей своих я воспитываю так же. А если начнется война, то я первый пойду воевать и сыновей своих возьму с собой.  

Кузнец Самвел уверен, что люди сами формируют свою судьбу путем выбора в каждой жизненной ситуации. А в жизни бывают такие ситуации, когда выбор предстоит вынужденный, ради родных и близких  - почти как жертва.

И если его жизнь, или жизнь его друзей сложилась именно так, а не иначе – значит, так было суждено. Так правильно – другого не могло быть. У жизни свои законы - против законов судьбы не попрешь.

Кузнец  считает, что хотел бы прожить другую жизнь, более интересную для себя. Но и этой жизнью он доволен.

Кому, как не кузнецу знать, что судьбу, в отличие от металла, ковать лишь по собственному желанию невозможно.

Алвард Григорян

www.armtoday.info

2009-04-16

1 comment: