На вопросы ARMENIA Today отвечает исполнительный директор правления фонда «Русский мир», доктор исторических наук, политолог Вячеслав Никонов.
Изменится ли баланс военных сил с установлением дипотношений между Арменией и Турцией и открытием армяно-турецкой границы?
Что касается политических последствий армяно-турецкого сближения, то их очень много. Должен сказать, что Россия с пониманием относится к этому процессу, считая, что в этом случае Армения, конечно, усиливает свою стратегическую глубину. Она выходит из очень сложного геополитического контекста, в котором находилась, когда целый ряд соседних стран занимал откровенно враждебную позицию. И это действительно исторический поворот, который, безусловно, будет менять и геополитическую картину не только Закавказья, но и всего региона - большого Ближнего Востока и Кавказа. Я считаю, что это будет носить очень позитивное развитие, которое к тому же будет способствовать и реализации российских интересов. Так как в случае нормализации армяно-турецких отношений и нам будет проще реализовывать многие проекты и с Арменией и с Турцией, прежде всего экономические.
Насколько выгодно России открытие армяно-турецкой границы и потепление в армяно-турецких отношениях с учетом того, что США в регионе хотят видеть доминирующую роль Турции?
Турция в последние годы занимает самостоятельную позицию на международной арене по большому количеству вопросов. Да, Турция входит в блок НАТО, но при этом отстаивает собственные национальные интересы, которые в каких-то вопросах могут и не совпадать с американскими. Например, в отношении Ирака позиции Америки и Турции сильно расходятся. Возможно ли усиление турецкого влияния в Армении, честно говоря, я не думаю, что это влияние будет очень сильным, учитывая все-таки некоторые исторические реалии. А во-вторых, это влияние может быть и позитивным, потому что Турция - это серьезный экономический игрок и турецко-армянские связи могут способствовать развитию армянской экономики, в чем Россия, безусловно, заинтересована. Ну и потом появляется такая возможность как транзит через Турцию, что тоже важно для российского бизнеса.
Вы считаете реальными восстановление дипотношений в столь скором времени?
Ну конечно какое-то время это займет, но то, что эти сдвиги налицо это очевидно. Это действительно поддерживают и Россия и США, в этом заинтересована значительная часть турецкой элиты. И я, так понимаю, и армянское руководство тоже. Конечно, то, что разрушалось и отсутствовало на протяжении десятилетий не может быть восстановлено в течение секунд на это потребуется время , но сам процесс уже пошел.
Какие надежды можно связывать со встречей в Москве между Медведевым, Эрдоганом и Алиевым?
Вы знаете, я обычно никаких надежд со встречами не связываю. Я обычно свои надежды с другими вещами связываю, нежели саммитами. Но в целом, я думаю, что это будет весьма полезно. Конечно, клубок противоречий здесь очень серьезный, прежде всего Россию интересует в этом треугольнике энергетическая составляющая, потому что Азербайджан является сейчас одним из крупнейших производителей энергии, а Турция очень важной для России транзитной страной. И поэтому я верю, вопросы энергетики будут стоять на первом месте.
Как вы оцениваете реакцию Азербайджана на установление армяно-турецких отношений
Азербайджан, по-моему, реагирует очень болезненно на все, что связано с Арменией. Естественно, что нормализация армяно-турецких отношений действительно весьма болезненно воспринимается со стороны Баку, где считают, что любым процессам нормализации отношений с Арменией должно предшествовать решение карабахского вопроса. Поэтому эта реакция предсказуема. Если Азербайджан в этих условиях пойдет на обострение отношений с той же Турцией, то, конечно же, это усложнит реализацию проекта «Nabucco». Хотя я до сих пор не понимаю, где собираются брать газ для этого проекта. Его, по-моему, в природе не существует. Это нечто такое мифическое и эфемерное.
А как отразятся на отношениях Россия-Азербайджан восстановление армяно-турецких отношений?
Мне трудно сейчас сказать как отразятся восстановления отношений Турция-Армения на отношениях Россия-Азербайджан. Здесь возможны разные сценарии, в зависимости насколько остро Баку будет реагировать на это. Я не исключаю, что может быть реакция наоборот к стремлению установить более тесные взаимоотношения с Москвой или может быть обида на Москву. Мне сейчас сложно что-либо говорить по этому поводу.
Какую оценку вы бы дали организации ОДКБ?
ОДКБ становится все более важной и существенной организацией. В последние месяцы было подписано довольно много соглашений, которые усиливают ОДКБ как организацию коллективной безопасности и как военный блок. Конечно, мы не собираемся создавать что-то в виде альтернативы НАТО. Военное сотрудничество обретает более осязаемые формы, достигнуты соглашения о создании коллективных сил быстрого реагирования и там будут участвовать все страны входящие в ОДКБ, в основе, естественно, будут российские вооруженные силы. Ну, это уже реальная военная составляющая, те силы, которые могут быть использованы в разных горячих точках.
Как в дальнейшем намерен развиваться «Русский центр»?
Мы будем пополнять коллекцию «Русского центра». Во-вторых, введем практику проведения методических семинаров для преподавателей русского языка, литературы и русской истории и первые такие семинары пройдут уже в ближайшие дни. Мы намерены в дальнейшем предоставлять стипендию «Русского мира», с тем,. чтобы и студенты-русисты могли бы поучиться в российских вузах. Это тоже входит в наши планы. Кроме того, мы намерены удовлетворять потребности не только русского центра, но и Университета в целом учебной литературой, поскольку здесь практически все студенты изучают русский язык. Поэтому это должен быть не просто Русский центр, это должны быть большие коллекции русских книг в библиотеке для ежедневного учебного процесса. И здесь я думаю, наш центр тоже может помочь.
No comments:
Post a Comment