Tuesday, February 17, 2009

Тонкость вкуса и всеобщий «одобрямс», или, иди и разберись в тонкостях вкуса карабахцев

Если власти Нагорного Карабаха, ломают голову как выйти из создавшейся политической ситуации и мирового экономического кризиса, то работники искусства, невзирая ни на какие ситуации, продолжают упорно продвигать красоту в народ. Уверенность в том, что именно они есть носители высокого искусства и его проводники  в массы, ни на миг не угасает. Видимо, крепко усвоена истина о том, что если политики не смогут спасти мир, то это сделает красота.

О своей значимости в жизни карабахцев, особенно много говорят художники. А их у нас достаточно. Если попробовать посчитать, то их число превысит 40. А если прибавить еще и  десяток начинающих молодых творцов, то можно с удовлетворением отметить, что для такой маленькой республики, ситуация  вполне нормальная. Так что, можно спокойно спасать мир, тем более, что в кругах работников искусства, бытует мнение, что художники самые свободомыслящие и бесстрашные люди в Карабахе.   

Правда, не столь однозначно обстоят дела с самими представлениями о спасении. Можно даже сказать, что в спасении нуждается сама красота. На днях выдался случай убедиться в этом.

В Степанакерте появился  календарь 2009 года в  формате А3, обложка которого красочно оформлена работой художника Р. Петросяна в соавторстве с известным поэтом  Г. Алексаняном.

Работа как работа. Она включает изображения выдающихся личностей армянской национальности. Есть Католикос всех армян, есть президент Армении и есть певица Сирушо. Изображены, также, наш карабахский президент и премьер. Использованы все национальные  символы. Не забыли также нарисовать Бога и гору Арарат. И  что самое приятное, авторы призывают любить друг друга. Все вполне актуально. Только вот ...

- Ну что это такое, разве можно такую работу печатать, да еще и распространять? – возмутилась моя знакомая Карина, дизайнер по профессии.

На вопрос о том, нельзя ли конкретнее объяснить, чем эта работа так плоха, она пожала плечами, и сказала, что это и так видно.

Специалисту, несомненно, видно – кто не знает, что такое «рабис»? Мир творческих людей уже тяготится засильем этого явления. Но простой потребитель всегда в недоумении. Я вот, тоже хочу получить подробное объяснение о качестве этого очередного шедевра. Вдруг это действительно плохая работа, и я, по простодушию своему, могу испортить свой тонкий вкус. Кто может мне помочь разобраться?

Ну конечно же, художники.

Отрадно, когда простому человеку есть к кому обратиться в минуты сомнений. Я повстречалась с несколькими живописцами и попросила объяснить мне, или высказать мнение о качестве этого календаря. Все же, не прощалась с мыслью о том, что если такой календарь напечатали, значить кому-то он понравился и показался вполне приемлемым для распространения.

- Никому эта обложка не понравилась. Просто тема про Бога, да и президент изображен – вот, вынужденно, и напечатали, – сказал один художник.

Второй  художник, уверенно заявил, что Г. Алексанян, автор идеи картины, работает начальником  пресс-службы при правительстве и, потому, достать деньги -- для него не составляет труда.

А третий, вообще категорично заявил, что  Петросян не художник, и никогда им не станет.

Ну, скажем, дотошный обыватель решит, что у художника Р.Петросяна всегда были недопонимания с коллегами. Соответственно, примет, что из не любви к нему критикую работу. Как тогда разобраться во всем? Тем более, что принято говорить, что о вкусах не спорят.

Я вот помню, несколько лет назад, в Степанакерт приезжал  немец-киношник, который объездил весь мир, и, по его словам, хорошо разбирался в современном искусстве. Так вот, этому немцу очень понравились работы Петросяна. Иди, и разберись теперь, почему они не понравились местным художникам? Может и сейчас та же ситуация?

Если спросить самого художника, то можно встретиться лишь с его удивлением по поводу отношения друзей к делу. Он советует всем тем, у которых есть вопросы, подойти к нему лично, и он расскажет подробно о том, с какой скрупулезностью делал работу. А главный его аргумент: заказчик остался доволен проделанной работой. А заказчик не кто иной, как сама Арцахская епархия. При чем тут художники? Очень убедительно – я так всем и поясню.

Но круг вопросов, все расширяется. Интересно, что все художники, к кому я обращалась, не пожелали подписаться под своими суждениями, и взяли с меня слово, что я не упомяну их имена. Так уж быть, но никто из них, так и не смог дать мне убедительное объяснение, почему эта обложка недостойна обозрения. Один лишь ответ: плохо, и все тут.

Вот те на? А говорили бесстрашные?

Остаться инкогнито пожелал и  самый известный художник республики, потому, что не хочет испортить отношения с работником правительства. А, еще и добавил, что страна у нас демократическая, и если авторы нашли  финансы на тиражирование своего творения, то в этом нет ничего зазорного. Он бы сам так же поступил.

Может быть, и нет ничего зазорного. Только вот, как же быть с развитием тонкого вкуса и высокой культуры? Если я не могу разобраться, что есть красота, а что есть пошлость – как тогда быть? И, если некому объяснить, каким-то образом принимаются решения о том, что преподносить народу  в качестве духовной пищи, а что нет, то что остается делать? Остается только смириться с судьбой. Или же, махнуть рукой.

Говорят, мы государство, и у нас у нас есть министерство культуры. Правда министры часто меняются, и каждый раз приходится гадать, кто же будет очередным назначенцем на этот пост. Тем не менее, министры и их коллективы, должно быть, люди культурные и со вкусом. Они-то, несомненно, могут решить, могу ли я повесить этот злополучный календарь у себя в кабинете или нет?

Держи карман пошире – точно сказано. Во всем Степанакерте, я не нашла ни одного специалиста-искусствоведа, который бы дал бы мне исчерпывающий ответ. Нет такого в Карабахе. А, коль нет, остается единственна возможность: оценку творческих  соисканий  может дать любой, у кого есть какая-то власть, даже малая. А слишком любопытным лучше унять свой пыл. Не хочется, сам решай как быть. Не нравится – не покупай.

Здесь и думаешь: хорошо это или плохо? Скажем, как петь и танцевать, или как рисовать, или как играть  в театре - решают сами творческие деятели. В этом нет проблем. Но, вот как оценивать сотворенное (наверное, лучше было бы сказать – творимое), это уже непостижимо. Во всем мире принято прислушиваться к мнению специалиста – у нас такое не принято. Степень профессионализма определяется  по отзывам руководящих кадров. Успех же – от степени близости с  кем-то из всемогущих чиновников Карабаха. И, как видно, все довольны, корме таких любознательных, как я.

Ну, а если довольны, то в чем проблема. Недостатка  в творческих людях у карабахцев нет. Об этом свидетельствуют постоянные концерты и выставки, и даже поездки творческих коллективов за границу. Правда мы, живущие здесь, точно не знаем, что там происходит за границей на самом деле. Но многие в подтверждение своих побед привозят медали и дипломы. А некоторые, просто рассказывают о своих триумфальных похождениях за границей. И зачастую, только эти рассказы и решают творческий статус внутри страны.

Так что, с искусством у нас в республике, все в порядке. А проблемы в сфере культуры – всегда можно решить. Все у нас есть – театры, литература, музыканты разного жанра, изобразительное искусство… Правда нет балета, но зато есть Государственный ансамбль танца. Если считать и телевидение сферой искусства – выходит, что в Карабахе есть все, для  духовного развития и формирования тонкого вкуса. Если еще побольше искренности будет в отношениях – то действительно можно сказать, что народ Карабаха очень культурный народ. И вкус художественный - очень тонкий ...

Только, вот, вопрос: существует ли само стремление к этому тонкому вкусу?

 Алвард Григорян

www.armtoday.info

13.02.2009

No comments:

Post a Comment