Thursday, April 2, 2009

Продовольственная безопасность Армении упрочится с освоением территорий Нагорного Карабаха

Интервью с депутатом Национального Собрания Армении от фракции АРФД, членом постоянного парламентского комитета по экономике Ара Нраняном

- Какой эффект могло бы вызвать принятие законопроекта о повышении таможенных ставок с 10 до 15%?
- Не исключено, что если предложение имеет целью увеличение объема таможенных сборов, то необходимость в нем может отпасть в связи с возвратом армянского драма к плавающему курсу. Ведь в связи с повышением стоимости доллара таможенная стоимость товаров, заявленная в драмах, увеличится – а значит, увеличатся и таможенные выплаты. Я не удивлюсь, если правительство в определенной степени замедлит процесс введения новых таможенных ставок. Мы снова можем вернуться к вопросу изменения таможенных ставок в будущем, однако необходимо быть очень осторожными в отношении ставок на оборудование и сырье. Но, в общем, политика по повышению таможенных ставок на те товары, которые производятся в Армении, является правильной. С другой стороны, нецелесообразно повышать ставки на сахар или крахмал, не производящиеся в нашей стране, или на ввоз оборудования.
- Возможно ли, что с целью уменьшения риска выполнения бюджета на 2009 г. исполнительные органы предложат новые изменения в налоговое законодательство?
- Думаю, что и правительство, и Национальное Собрание не заинтересованы в решениях по усилению строгости фискального режима или увеличению ставок. К примеру, в конце года, когда к нам поступил пакет изменений в налоговом законодательстве, мы предложили не увеличивать налоговые ставки в отношении парикмахерских, а вместо этого увеличить налоговое бремя казино и игорных домов. Думаю, что этот курс необходимо продолжать. Мое мнение как экономиста, а также как члена фракции АРФД – в этом году желательно, чтобы, планируя пересмотр бюджета, мы, не отказываясь от уменьшения расходной части, по возможности сократили бы доходные поступления, чтобы облегчить налоговое бремя на бизнес и, в конечном счете, на граждан страны.
- То есть, дефицит бюджета можно увеличить с 0,9 до 3%?
- Законодательство Республики Армения, в частности закон «О бюджетной системе», позволяет иметь дефицит до 5%. Некоторые считают, что дефицит не должен превышать 3%, что является нормой, принятой в странах Евросоюза. Однако мы не считаем этот показатель непреложной догмой. В условиях кризиса нужно придерживаться более смелой политики. США имеют дефицит бюджета к ВВП примерно в 12%. При нашем небольшом дефиците мы можем себе позволить его увеличить.
- Но такая мера не может применяться постоянно…
- Давайте учтем, что нас ожидают кредитные средства в рамках 1,5 млрд. долларов – ВБ 525 млн., МВФ – 540 и Россия – 500. Согласитесь, что такие средства поступают к нам не каждый день, и из них необходимо извлечь как можно больше практической выгоды.
- Как Вы оцениваете возможности Армении по возвращению кредитов?
- По кредитам ВБ и России у нас есть льготный период в 4 – 5 лет, в течение которых мы не будем выплачивать проценты. Процентная ставка также является доступной. Поэтому я думаю, что их выплата не станет для нас проблемой, и «фискальные скорости» увеличивать не придется. Возвращение кредитов легче осуществить путем вложения этих средств в экономику, в бизнес, что приведет к увеличению объемов ВВП, в частности за счет экспорта. Экспорт способен увеличить наши валютные резервы, в том числе для обслуживания внешних долгов. Однако вне зависимости от того, сможем ли мы добиться поставленных целей, ситуация сейчас такова, что кредитов избегать не нужно. Если мы будем последовательны в нашей экономической политике, здесь не должно возникнуть каких-либо проблем.
- Возможно ли в принципе заключение тайных соглашений между руководством страны и международными финансовыми организациями об увеличении налоговых сборов в обмен на получение кредитов?
- Сегодня, в условиях экономического кризиса, все страны в первую очередь стремятся к спасению экономик. И все дружественные государства и организации пытаются помочь в этом друг другу. Для преодоления кризиса вовлекаются как можно большие средства. Поэтому не думаю, что соглашения, о которых вы говорите, возможны. При этом, сейчас перед многими странами стоит вопрос поддержания жизненного уровня граждан, вплоть до предотвращения недостатка продовольствия. Поэтому сейчас не самое подходящее время для увеличения налогов. Другое дело, что вопрос борьбы с теневой экономикой, усовершенствования фискального администрирования, стоял перед нами всегда – и, по всей видимости, будет стоять, пока мы не проявим политическую волю к решению этого вопроса. Наличие «тени» не позволяет получить представление о реальных объемах национальной экономики. Это значит, что любые применяемые для ее развития механизмы будут несовершенными.
- Какие аргументы заставляют считать отмену поправок в закон об акцизном налоге неверным шагом? В качестве главного аргумента указывалась возможность применения ответных шагов со стороны других государств.
- Всемирная торговая организация предусматривает условия, на которых можно осуществлять подобные шаги и на какие сроки. Одно из положений также предусматривает, что ответная мера не может быть применена к товарам какой-либо страны, импорт которых не превышает 3% в общем объеме импорта данного товара в страну. Поскольку мы не являемся крупным экспортером для рынков других стран, то думаю, с этой стороны здесь не могло возникнуть каких-либо вопросов. Если же проблемы с экспортом у нас все же возникают, то причины здесь вовсе не в упущениях законодательства.
- Что необходимо сделать, чтобы упрочить продовольственную независимость Армении?
- Необходимо начать использование освобожденных земель в сельскохозяйственных целях. Использование земель, к примеру, Кельбаджарского района под пшеницу может в значительной степени удовлетворить нынешнюю потребность Армении в ней. Помимо этого, наша экономика имеет очень большие продовольственные ресурсы. Например, в Мартуни по различным оценкам сейчас имеется избыток картофеля в размере до 300 тыс. тонн. Кроме этого, мы можем заготовить запасы, например, томатной пасты на несколько лет. Подобных примеров можно привести множество. Необходимо учитывать и то, что кризис больше всего ударил по продажам непродовольственных товаров, потребление продовольствия снизилось на меньшую долю. В связи с этим, памятуя о том, что сельское хозяйство и перерабатывающая отрасль пищевой промышленности являются одними из основных отраслей, сегодня наша экономика имеет большие перспективы для развития.
- Как обеспечить свободную конкуренцию в сельскохозяйственном секторе? Ряд крупных предпринимателей уже начал покупать сельскохозяйственные земли, в основном под виноградники?
- Пока что сельское хозяйство – одна из немногих отраслей, где конкуренция еще присутствует, действуют тысячи фермерских хозяйств. Если крупные предприниматели создадут большие предприятия по переработке и экспорту сельхозпродукции, то повода для беспокойства не будет. Тем более, что налаживание экспорта требует довольно больших средств, а это по плечу в основном крупному бизнесу. А спрос на расширение экспорта есть: например, на тот же самый картофель в соседней Грузии. Главное, чтобы государство было заинтересовано в том, чтобы крупные предприятия работали на экспорт и на создание в Армении новых рабочих мест, а не на генерацию прибылей как самоцель.
- Если экспортировать сельхозпродукцию выгодно, почему армянские бизнесмены до сих пор этого не делают?
- Экономическая политика страны строилась так, что до недавнего времени легче было импортировать, чем производить, в том числе хлопотать о продукции и сопутствующих атрибутах: таре, этикетке, сертификации продукции, взаимоотношениях с санэпидстанцией или муниципальными властями. При наличии больших средств гораздо легче вложить их в импорт, где все эти вопросы за них решат зарубежные производители. Проследите за отраслями экономики (хотя бы по регулярным отчетам Государственной комиссии по защите экономической конкуренции), и вы увидите, что монополизированы те из них, которые строятся на импорте – исключений почти нет. Там, где есть производство внутри страны, работают крупные субъекты, но присутствуют также малые и средние. Например, у нас есть крупные производители кондитерских изделий, мороженого, вина, но есть и много более мелких. В области импорта все сосредоточено у нескольких хозяйствующих субъектов.
- Какое значение имеет для проникновения на иностранные рынки наличие «армянского бренда»?
- Проникновение на крупные рынки – например, в масштабах сотен миллионов долларов – невозможно осуществить без соглашения на уровне правительств. Поэтому, на мой взгляд, государство должно проявлять активность в заключении торговых договоров. С другой стороны, бизнес, крупный в масштабах Армении, по меркам международных рынков гораздо меньше, и ресурсы армянского бизнеса зачастую не позволяют нести соответствующие расходы – например, на сертификацию, содержание представительств и т.д.. Поэтому необходимо создать одну или несколько компаний, государственных либо частных, которые занимались бы экспортом и связанными с ним хозяйственными и административными вопросами. Разработка бренда тоже играет важную роль. Армения, к сожалению, сегодня не воспринимается в мире как производитель качественной продукции. Поэтому в свое время мы предлагали пригласить в Армению 2 – 3 крупные компании с известными брендами, которые производили бы здесь товары с отметкой made in Armenia. Армения имеет необходимость и в разработке собственных брендов. Например, Китай в последние годы разработал несколько брендов и начал активно их продвигать по всему миру – такие, как «пекинская утка», или «китайская стена». Эти бренды во многом обеспечили Китаю быструю экономическую экспансию.
- Возвращаясь к теме Карабаха: как отнесется к освоению арцахских земель международное сообщество?
- Международное сообщество будет относиться к этому так, как будем относиться мы сами. В общении со мной зарубежные эксперты часто задают вопрос: зачем вы не используете эти территории? В конечном счете, в условиях кризиса и наличия проблемы продовольственной безопасности странно не эксплуатировать собственный ресурс. Если мы начнем там жить и работать, изменится психология и народа, и руководства, и взгляд со стороны представителей зарубежных структур.
Спасибо за интервью
Арам Гарегинян, АрмИнфо, 01.04.2009

No comments:

Post a Comment