Thursday, February 5, 2009

Что есть свет - ученье или социальный статус?

В Карабахе, уже с началом второго полугодия, выпускники общеобразовательных школ ломают голову над вопросом - куда пойти учиться? Примечательно, что  пойдут учиться все без исключения - невзирая на успеваемость. Благо, высших учебных заведений  в нашем маленьком государстве достаточно - целых восемь. Вопрос: кто пойдет учиться, или кто достоин учебы? - на повестка дня не стоит.

Такие  вопросы не для молодых людей Карабаха.

Из доклада ректора Арцахского Государственного университета Степана Даданяна проясняется, что согласно результатам выпускных экзаменов университет подготовил  1328 специалиста по 35 специальностям. Если к этому числу прибавить еще выпускников остальных 7 вузов, то выходит, что каждый год в НКР выпускается почти 2 тысячи человек с высшим образованием, которые начинают искать работу. Но, работа, как выясняется, не единственное, что определяет настрой людей.

- Мой внук должен учиться и получить диплом! - заявила бабушка на семейном совете. Должен - и все. А по какой специальности - неважно. Я для такого дела пожертвую пенсией.

Очень типичный для Карабаха разговор. На  доводы деда о том, что внук плохо учится в школе, бабушка, да и сам внук, не обращают внимания. Жизнь доказывает, что успеваемость в школе, не имеет значения. Потому и, несмотря на то, что люди жалуются на плохую жизнь, все же из кожи лезут, чтоб дать отпрыску высшее образование. Не имеет значения и то, какое качество образования получит ребенок - главное диплом.

Видимо, вопрос достоинства (если это так можно назвать) превыше всего. А то, зачем еще диплом в наше время? - времена «социалистической индустрии», вроде, давно прошли. Сегодня без профессиональных знаний куда денешься. Но, это не аргумент ...

 - У меня выпускной класс. Продолжить учебу в вузах, пойдут все, даже не смотря на то, что оценки не такие высокие, - говорит учительница средней школы. По  ее словам, те, которые не поступят в АрГУ на бесплатное отделение, очень легко, могут поступить и проучиться на  платной основе, в том же АрГУ, или в любом другом высшем заведение.

Университетов много, и все находятся в столице НКР - Степанакерте. Так, что выбирай на  вкус. Единственное, на что обращают внимание родители будущих абитуриентов - это расценки.

Самым дорогим вузом,  считается филиал Московского Гуманитарного университета. Например, факультет менеджмента стоит около $1000 в год. Учеба там ведется на русском языке, естественно, и по более высоким стандартам (В Карабахе говорят: «по международным»).

 Учеба в университетах имени Месропа Маштоца и Нарекаци обходится дешевле. О качестве преподавания, имеются разные мнения. Но, они тесно сотрудничают с государством и даже имеют госзаказы на подготовку специалистов.

Остальные вузы сохраняют свое существование за счет «платников»,  и, естественно, очень рады поступлению - пусть даже слабых учеников.

Видимо поэтому первые приемные заявления принимаются в АрГУ. И остальные  вузы привыкли  безропотно ждать провалившихся или не добравших баллов поступивших абитуриентов. Видимо, поэтому, студенты АрГУ, любят утверждать, что они на голову выше остальных, и учиться у них престижнее. Да и государственный диплом иметь все же предпочтительнее.

В любом случае, каждый желающий не имеет преград для получения высшего образования -- лишь бы была возможность заплатить.

Мастер Беник - хороший плотник. Он долго уговаривал сына последовать его примеру, и постоянно твердил: «Лучше быть хорошим плотником, чем плохим врачом или учителем». Но, не тут-то было - сын выбрал юриспруденцию, и учится на платной основе  в АрГУ. А Бенику приходится работать день и ночь, чтоб и за учебу сына платить, и семью прокормить.

Где и как сын приложит полученный потенциал, Беник не представляет - у него нет таких знакомых, которые бы помогли пристроить сына. Это еще одна сторона жизни, но даже это не может заставить людей унять свой пыл.

- Я всегда мечтала, чтоб мои девочки учились и жили в городе, - гордо заявляет  соседка  Беника, - так и получилось. Все с дипломами, вышли замуж и живут в Степанакерте.

Правда, женщина упорно скрывает, что девочки до сих пор не нашли работу по специальности, но зато уверена, что благодаря диплому, ее девочки могут чувствовать себя увереннее. А вот ее муж не так доволен, как жена. По его словам, хотя бы одна из дочек могла бы проучиться на парикмахера или кулинара - пользы было бы больше.

- А что тут такого? Вот я окончила учебу - работу пока не нашла. Ну и что? Зато у меня высшее образование, - весело  говорит девушка Лиля, -- Из нашего курса большинство не работают.

Нельзя сказать, что безработица преследует всех. Многим удается найти работу по специальности, если есть хорошие знакомые. Некоторые, вынужденно работают,  где попало, в надежде на хорошее будущее. Но, как правило, со временем, без практического применения, приобретенные знания теряются.

Есть еще и обучившиеся по госзаказу в иностранных вузах. Эти, возвратившись на родину, вынужденно отрабатывают оказанное государством доверие. У них рабочие места есть. Правда, многих надо еще суметь вернуть в страну. Не только в отсутствии рабочих мест проблема - есть и обратное.

Директор одной из сельских школ, С.Григорян, сетует, что  возвращаться в село не желают многие.

- Мы даем рекомендации только хорошим ученикам, и только тем, которые желают поступить в государственные вузы. Потому, что есть надежда, что после учебы, они по направлению вернутся в село. А студентам частных вузов - я не указ. Они без моего ведома, по желанию родителей едут  искать свое место в жизни, при этом затратив минимум усилий.

Глава Мартунинской райадминистрации  В. Хачатрян утверждает, что рабочих мест достаточно, только претенденты на вакансии являются не полноценными специалистами. По его словам, часто выпускники вузов так увлекаются «дипломоманией», что забывают о своем призвании - только кабинетную работу и требуют. Видимо, прав администратор в чем-то.

Студент Мартин уверен, что после магистратуры он поступит в аспирантуру -  шансы найти достойную работу, увеличатся. А в село  возвращаться не хочет. Не гоже, ему,  будущему аспиранту, прожигать свои дни в селе - он птица высокого полета. Независимо от того. на какие категории вузов они настраивались.

Бакалавры, магистры, аспиранты - много таких, молодых в Карабахе. Все полны оптимизма, и все хотят делать карьеру.

Есть те, у которых кроме  возможности, искренне желают, чтобы их дети действительно получили качественное образование. И тогда, они всеми силами стараются  отправить детей обучаться за пределами Карабаха - в Армению или в СНГ.

Мать Аннушки долго добивалась лимита для дочки. И теперь Анна учится в Ереване на медика. Все знают, что учиться там труднее, чем поступить, но мать уверена, что дочка будет хорошим специалистом для Карабаха.

Не только в желании получить добротное образование заставляет карабахцев посылать детей на учебу за пределы НКР. Вот родители Тиграна, говорят, что первая причина, по которой  они не захотели, чтоб их сын продолжил обучение в Карабахе - это непризнанность НКР. Ведь диплом, выданный Карабахской Республикой, может оказаться недействительным  в других странах. 

Так что, неисповедимы пути и намерения тянущихся к светочу знаний молодых. Народ Карабаха любознательный, и его стремление к высокому статусу - наличием диплома доказать свою полноценность и «выйти в свет» - непоколебимо. Разделение общества на сословия, видимо, угнетающе действует на сознание людей. Приобретая высшее образование, человек может успокоить себя хотя бы тем, что «автоматически» из ранга  «необразованных» переходит в ранг «образованных». Мало что, уровень полученных знаний не всегда тот. Пока все так  ....

Через несколько месяцев, когда откроются двери вузов, может быть, набирающий обороты экономический кризис заставит народ Карабаха с большим реализмом задуматься о ценности платной учебы. Возможно, многие пересмотрят и представления о достоинстве.

Все же, в первую очередь, СВЕТ - это сами знания. По крайней мере, так говорят ...

Алвард Григорян

www.armtoday.info

01.02.2009

No comments:

Post a Comment