Monday, February 2, 2009

Процесс урегулирования

После встречи президентов и министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Швейцарии мы выскажем свою позицию по поводу конкретизирующих предложений по базовым принципам урегулирования конфликта, представленных посредниками в Хельсинки в декабре прошлого года. Как сообщает "АПА", об этом журналистам заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Министр напомнил, что переговоры по базовым принципам стартовали 4,5 лет назад в столице Чехии, после чего они получили название Пражского процесса: "Мы дадим ответ на Хельсинкские предложения на основе результатов предстоящих встреч в Швейцарии". На вопрос "АПА" о том, какие компромиссы возможны со стороны Азербайджана, Мамедъяров заявил, что должна быть восстановлена территориальная целостность Азербайджана, вынужденные переселенцы вернуться на свои земли: "Мы готовы ко всем возможным компромиссам в этих рамках. Однако однозначно заявляем, что территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом обсуждений. Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена, земли освобождены из-под оккупации, переселенцы вернуться на свои места, включая Нагорный Карабах". Относительно вопроса о проведении референдума в Нагорном Карабахе министр отметил, что, в случае возникновения опасности для территориальной целостности Азербайджана, референдум должен проводиться по всей стране.

Как передает Day.Az, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в беседе с журналистами сообщил, что в Хельсинки, во время последней встречи глав МИД Азербайджана и Армении, сопредседатели Минской группы ОБСЕ сделали более уточненные предложения на основе мадридских принципов. По его словам, в настоящее время азербайджанская сторона работает над этими предложениями. "Мы дадим сопредседателям свой ответ. Скорее всего, эти ответы будут даны после швейцарских встреч глав МИДов и президентов двух стран", сказал он. При этом министр отметил, что базовые принципы по урегулированию конфликта были сформированы во время мадридской встречи, и стороны пришли к согласию, чтобы продолжить переговоры на основе этих принципов.

20 января министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ Юрием Мерзляковым (Россия), Мэтью Брайзой (США) и Бернаром Фасье (Франция), а также личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика, сообщает PanARMENIAN.Net. В ходе встречи был обсужден процесс урегулирования карабахской проблемы. "Собеседники придали важность подписанной 2 ноября 2008 года в Москве президентами Армении, России и Азербайджана декларации по Карабаху, а также заявлениям глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (4 декабря) и Совета министров иностранных дел ОБСЕ (5 декабря), отметив, что переговорный процесс должен протекать в соответствии с духом указанных документов", говорится в сообщении. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян согласился на встречу со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Налбандян подчеркнул в беседе с журналистами, что он не против подобной встречи: "Азербайджан дал свое согласие на встречу, и я не против. Надеюсь, что эта встреча состоится". Глава МИД Армении пояснил, что встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, возможно, состоится в Цюрихе до встречи президентов двух стран: "Организация встречи глав МИД Армении и Азербайджана до ожидаемой встречи президентов является инициативой сопредседателей Минской группы ОБСЕ".

"Я бы не стал делать какие-либо прогнозы о сроках решения конфликта - весной, летом, осенью или в следующем году. Такие заявления всегда звучали, но, как правило, эти прогнозы не сбывались". Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, отметив, что неверно ставить какие-либо сроки в столь сложном переговорном процессе. По словам министра, "всегда надо быть оптимистом, но подобная возможность будет лишь тогда, когда Азербайджан займет конструктивную позицию и пойдет на реальные решения". Глава МИД Армении также отметил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не вносили корректировки в предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Налбандян опроверг заявления своего азербайджанского коллеги о том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили Армении и Азербайджану поправки в базовые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Не думаю, что в заявлениях азербайджанской стороны есть определенная истина, потому что никаких изменений сопредседатели во время встречи с нами в Ереване не представили", подчеркнул он. ("Ноян Тапан").

Для разрешения нагорно-карабахского конфликта необходимо создать атмосферу доверия между сторонами конфликта. Если Армения будет отвечать на каждое проявление антиармянской пропаганды Баку, то ситуация может зайти в тупик. Об этом сегодня в ходе итоговой пресс-конференции в Ереване, отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян. "В Московской декларации четко говориться, что Ереван и Баку должны сделать все, чтобы создать атмосферу доверия для разрешения конфликта. Но сегодня не ясно, готов ли Азербайджан к решению конфликта или нет", отметил глава МИД Армении.

"На встрече с президентом Ильхамом Алиевым я почувствовал, что он готов к продолжению переговорного процесса. Надеюсь, что такой настрой я почувствую и на встрече с президентом Сержем Саргсяном". Как передает бакинская "525-я газета", об этом сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье отметил, что переговоры играют видную роль в формировании взаимопонимания между сторонами: "Надеюсь, что вчерашние враги смогут стать партнерами".

"Существует реальная возможность того, что летом этого года, в июне, стороны подпишут рамочное соглашение по основополагающим принципам карабахского урегулирования", заявил после последнего визита в регион американский сопредседатель ОБСЕ Мэтью Брайза, добавив, что это будет зависеть от того, смогут ли президенты Армении и Азербайджана найти путь к развитию взаимопонимания и превратить его в конкретные шаги. Брайза выразил надежду, что это произойдет, поскольку, по его словам, в Баку сопредседатели получили довольно положительный ответ. Посредник также призвал армянский и азербайджанский народы доверять президентам Саргсяну и Алиеву, поскольку последние "руководствуются национальными интересами". "За эти годы американский сопредседатель сделал так много странных заявлений... Наверное, это очередное доброе пожелание, тем более, что он, возможно, завершит свою дипломатическую службу. Не думаю, что это единая точка зрения трех стран-сопредседателей", заявил депутат парламента Нагорно-Карабахской Республики, представитель Демократической партии Арцаха Ваграм Аванесян, комментируя по просьбе газеты "Аравот" это заявление.

Своим мнением относительно ожиданий от двусторонних встреч в Швейцарии поделился с бакинской газетой "Эхо" азербайджанский политэксперт Расим Мусабеков. Он не считает, что на этих переговорах полностью прояснятся позиции сторон по поводу конфликта. "Это абсолютно рабочие встречи. Я не жду от них никаких политических итогов. Когда возобновлялся диалог между Азербайджаном и Арменией, после выборов и перерыва, в Москве с участием президента России, у тех переговоров был несколько другой оттенок. А здесь этого не наблюдается. По-моему, между Алиевым и Саргсяном состоится абсолютно рабочая встреча. В Хельсинки сопредседатели передали министрам иностранных дел не только некоторые новые свои уточнения, формулировки, но одновременно и график работ над Мадридскими принципами, который позволял бы, если двигаться по этому графику, к лету выйти на подписание соответствующего документа. И я думаю, что президенты должны попытаться все же нащупать возможные компромиссы. А в целом от этих деловых переговоров я не жду ничего большего, кроме таких итогов, что главы государств встретились, провели конструктивную беседу и дали поручения своим главам МИД продолжить диалог", отметил аналитик. В свою очередь глава азербайджанского Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев заявил "Эхо", что "из высказываний главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, сделанных в последние месяцы, понятно: во время переговоров в Хельсинки между сторонами и посредниками шел процесс каких-то уточнений, прояснений относительно Мадридских принципов. Но позавчера Мамедъяров заявил, что будто бы азербайджанская сторона согласна с Мадридскими принципами, но при условии внесения неких поправок и выполнении ее требования о каких-то уточнениях в документе. Он сказал, что Минская группа уже уточнила некоторые моменты, но не все. Однако армянская сторона заявляет, что будто эти уточнения носят технический характер, и в сами принципы никакие изменения внесены не были. Армяне считают, что азербайджанской стороне были просто даны дополнительные разъяснения по некоторым положениям Мадридского документа. Я тоже так понимаю". "С другой стороны, - продолжил конфликтолог, - раньше Гейдар Алиев встречался с Кочаряном везде, где это было возможно, но когда к власти пришел Ильхам Алиев, то он заявил, что не будет участвовать вместе с армянским лидером во "встречах ради встреч". Однако сейчас мы уже видим, что он повторяет путь своего отца, и сопредседатели организуют встречи двум президентам на всех международных форумах, где они пересекаются. Сейчас Алиев и Саргсян оба собираются на Давосский ежегодный саммит, и именно поэтому посредники решили устроить там очередные переговоры между ними. Однако как велась подготовка к этой встрече на высшем уровне - неясно, ведь предварительно министры иностранных дел должны были провести ряд встреч между собой, чтобы подготовить четкую повестку переговоров президентов. Если, конечно, имеется в виду, что встреча будет действительно серьезной. Вот поэтому я думаю, что в Давосе состоится не более чем еще одна рутинная встреча, чтобы сопредседатели в очередной раз могли отрапортовать мировому сообществу, что они организовали встречу президентов".

Как сообщают дипломатические источники газеты "Айкакан жаманак", завершению работ над основополагающими принципами урегулирования конфликта препятствует лишь один вопрос - вопрос Лачинского коридора. В частности, пишет газета, какой ширины должен быть этот "коридор" и какие силы будут его контролировать.

В рамках проекта "Семена мира", осуществляемого при финансовой поддержке голландской организации ICCO, Нагорно-Карабахский комитет "Хельсинкская инициатива-92" (ХИ-92) организовал дискуссию на тему перспектив урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в контексте Майндорфской декларации. Как сообщает АрмИнфо, докладчиком выступил политолог Давид Бабаян, который среди положительных моментов декларации, в частности, отметил констатацию безальтернативности мирного урегулирования конфликта. Вместе с тем он подчеркнул, что своими заявлениями руководство Азербайджана не способствует установлению атмосферы доверия между сторонами конфликта и продвижению процесса его урегулирования. Минусом декларации Бабаян назвал отсутствие под документом подписи представителя карабахской стороны. По словам политолога, двусторонний формат переговоров должен исчерпать себя, и участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе - дело времени. "Без Нагорного Карабаха проблема не может быть решена", подчеркнул он. Давид Бабаян остановился также на геополитических тенденциях в регионе, перспективах вовлечения региональных держав в процесс урегулирования конфликта. Политолог отметил обострение отношений между главными центрами сил и активизацию региональных держав. По его мнению, в данном контексте появляются новые вызовы и открываются новые возможности.

На вопросы PanARMENIAN.Net отвечает советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян

Недавно в Ереване прозвучала мысль о том, что "ключи от Карабаха не в Ереване и не в Баку". Подразумевается, что они в руках держав. Как вы прокомментируете это заявление?

К сожалению, подобные заявления демонстрируют неверие в собственные силы, отсутствие должного профессионализма в анализе мирового политического процесса и понимании методологии влияния на него. История Армении свидетельствует, что упование на решения иностранных держав, как правило, приводило к катастрофам. Этими заявлениями пытаются информационно трансформировать Нагорный Карабах из субъекта международных отношений в объект игр разных мировых политических сил, фактически вернуть мировое сообщество в эпоху колониальных захватов, когда статус народов определялся иностранными державами. Но сейчас - XXI век, следовательно, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха. Карабахский вопрос решен путем создания независимого карабахского государства, являющегося главной гарантией безопасности народа Нагорного Карабаха. Существующие негативные тенденции заставляют говорить об очевидных азбучных истинах. Ключ от Карабаха находится в руках самих карабахцев, у армянского народа. Нагорно-Карабахская Республика является давно состоявшимся государством с четко артикулированными собственными национальными интересами, что признается многими в мире. С момента своего образования НКР обладает международной правосубъектностью. В статье № 3 "Конвенции о правах и обязанностях государств" зафиксировано, что "политическое существование государства не зависит от признания другими государствами". Невозможно урегулировать азербайджано-карабахский конфликт, во-первых, без окончательного скорейшего признания независимости НКР и, во-вторых, без полноценного участия ее в переговорах. Признание НКР должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. Только после выполнения этих двух системообразующих условий будет возможно на втором этапе переговоров решить на взаимной основе наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы. Независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, отвечающий коренным интересам карабахского и азербайджанского народов.

Насколько правомочны власти Армении подписывать какие-либо документы от имени НКР?

В любом документе важно его содержание, зафиксирована ли там скорейшая дорога к незамедлительному окончательному признанию независимости НКР, или нет. Еще раз подчеркну, что признание НКР должно быть отправной точкой любых переговоров. Очевидно, что основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Необходимо констатировать, что Азербайджан использует двусторонний формат консультаций с Арменией исключительно в пропагандистских целях - для представления Армении в качестве агрессора. Без подписи НКР значение любого документа обесценивается, а двухсторонние переговоры являются нарушением международно-признанного ОБСЕ и другими международными структурами юридического трехстороннего формата переговоров Нагорный Карабах-Азербайджан-Армения.

В новогодней речи Ильхама Алиева вновь прозвучало, что "Азербайджан никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха". Это для внутреннего пользования или для международного сообщества также?

В первую очередь такие заявления власти Азербайджана делают с целью шантажа и оказания давления на мировое сообщество, соизмеримого с Мюнхенским диктатом нацистской Германии перед второй мировой войной. В Баку систематически призывают к развязыванию новой агрессии и террористической интервенции против НКР, устраивают военные провокации на границе, готовят планы блицкрига. Азербайджан закупает оружие у Украины, Турции и Израиля, раскручивает гонку вооружений, усиливает милитаристскую риторику и расистскую антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования. Систематические призывы официальных представителей Азербайджана к уничтожению Армении и Нагорного Карабаха, прозвучавшие впервые после разгрома нацизма, демонстрируют его истинные намерения, идут вразрез с ценностям мирового сообщества в XXI веке и противоречат критериям членства как в ООН, так и в других международных организациях. Политика умиротворения азербайджанского агрессора за счет Нагорного Карабаха может привести к новой войне, как и в годы, предшествующие второй мировой войне. От затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Признание Азербайджаном независимости НКР обеспечит общие коренные интересы народов НКР и Азербайджана: прекращение почти столетнего конфликта и недопущение новой войны и новой волны беженцев; решение проблем беженцев; формирование стабильных институтов, обеспечивающих демократию и законность; обеспечение государственного суверенитета НКР и Азербайджана; экономические реформы и повышение благосостояния; прекращение гонки вооружений; вместо линии фронта формирование цивилизованных границ добрососедства и сотрудничества. Необходимо историческое примирение народов НКР, Азербайджана и Армении, первым шагом к чему, несомненно, послужило бы признание Азербайджаном независимости НКР. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный шаг.

Недавно один дипломат из Казахстана заявил в Ереване, что для Астаны оба принципа равноценны, что вызвало "бурю негодования" в бакинских СМИ? Не пришла ли пора представления серьезных аргументов против пресловутой территориальной целостности Азербайджана?

Полностью с вами согласен. Важно подчеркнуть, что окончательное признание независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное - Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана. Набившие всем оскомину постоянные заклинания ряда политиков о признании территориальной целостности Азербайджана и отсутствие жесткого и однозначного осуждения азербайджанских заявлений о неизбежности войны подрывают усилия в переговорах, так как лишают Баку стимулов для поиска компромиссов. Кроме того, в числе десяти принципов Хельсинкского Заключительного акта содержатся еще два принципа, причем имеющих прямое отношение именно к конфликтам - мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой. Антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и даже Косово провозгласили независимость без учета мнения бывших метрополий, что соответствует новым подходам и практике мирового сообщества, сформулировавшим принцип потери страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности. Ситуация с Косово характеризуется в мировых СМИ и политологических анализах устойчивой аббревиатурой UDI - от английского Unilateral Declaration of Independence - "одностороннее провозглашение независимости". По своему демократическому развитию, по демократическим стандартам НКР намного опережает Косово, а современная Сербия намного опережает Азербайджан по тому же самому параметру. Хочу также подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. (PanARMENIAN.Net, с сокращениями).

Выдержки из еженедельного обзора “Карабах за неделю”. Полная версия: http://www.regnum.ru/news/1117893.html

29.01.2009

No comments:

Post a Comment