На вопросы ARMENIA Today отвечает руководитель партии Рамкавар-Азатакан (Либерально-демократической) Армении (ПРАА) Арутюн Аракелян
Г-н Аракелян, на днях состоялась встреча президента Армении с руководством одной из традиционных армянских партий Рамкавар Азатакан, на которой говорилось о необходимости лоббирования в зарубежной прессе проармянской пропаганды за рубежом. Каким образом вы собираетесь это сделать?
-22 января состоялась встреча президента Армении Сержа Саргсяна с атенапетом (председателем) всеармянской партии Рамкавар-Азатакан Майком Харабяном при моем сопровождении. Но здесь ничего нового нет. Традиционная партия имеет сферы своей деятельности, обеспечивая связи между диаспорой и Родиной. Это происходит и на политической, и на благотворительной плоскости, в частности, в плане участия партии во Всеармянском фонде «Айастан». Программ очень много и мы ничего нового пока не придумали. Просто президент был хорошо осведомлен о нашей деятельности и выразил свою признательность, что партия Рамкавар-Азатакан на протяжении десятка лет продолжает свою деятельность, направленную во благо родины. Не секрет, что в диаспоре партия владеет многочисленными средствами массовой информации. И наша озабоченность состояла в том, что мнение и имидж, который строится вокруг нашей страны, не говорит в пользу Армении, в пользу нашего народа. Иногда политические вопросы, отрицательные настроения, которые в виде информации выходят за пределами Армении, становится собственностью не только армян, но и наших противников, которые пытаются использовать против Армении в различных международных структурах. Фактически произошла консультация, во время которой был поднят вопрос - чем может помочь партия Рамкавар-Азатакан для формирования положительного имиджа Армении. Или хотя бы сохранить имеющиеся положительные настроения в отношении страны, что и, независимо от договоренностей с властями Армении, делала партия Рамкавар-Азатакан.
Мы проинформировали президента, что и в Армении, и в диаспоре состоятся съезды партии Рамкавар-Азатакан. Сначала состоится съезд структуры в Армении, затем летом пройдет съезд партии в диаспоре. На этом этапе у армянской структуры Рамкавар-Азатакан идет подготовка к съезду.
-Можно ли говорить о том, что приостановлен процесс слияния партии Рамкавар-Азатакан с партиями «Дашинк» и «Национальное возрождение»?
-Никакого приостановления процесса нет, а год назад он получил свое логическое юридическое завершение и три партии «Дашинк», «Национальное возрождение» и партия Рамкавар-Азатакан Армении слились в одну структуру. Первые две партии в отдельности провели свои съезды и приняли решение присоединиться к ПРАА. То есть ПРАА является правопреемником этих трех партий и в ближайшее время состоится очередной съезд ПРАА. А те товарищи, которые были зачислены в ряды ПРАА, уже в качестве рамкаваров будут участвовать в деятельности партии. Я не знаю, какие силы пытаются распространить слухи о том, что слияние не произошло. Такое слияние произошло давно.
-Будет ли на съезде обсуждаться вопрос избрания нового руководителя (атенапета) партии или этот вопрос снят с повестки дня?
-Я не хочу забегать вперед, но такого вопроса или о таком желании возглавить ПРАА со стороны объединившихся партий мне пока неизвестно и могу твердо сказать, что не существует. Тем более, что двое лидеров этих партий Самвел Бабаян (бывший министр обороны Нагорного Карабаха, лидер «Дашинка») и Альберт Базеян (бывший мэр Еревана, лидер «Национального возрождения) не стали членами партии Рамкавар-Азатакан, следовательно они не могут быть руководителем ПРАА. Сегодня они беспартийны, но с их стороны сделано все для того, чтобы эти партии слились. Так что, кто будет избран руководителем нашей партии я не хочу гадать. Будет проведен съезд и тому, кому передаст съезд эти полномочия, тот и станет руководителем. Если это будет доверено мне, то я не избегаю ответственности. Проделанную мною за эти 5 лет работу я оцениваю удовлетворительно и, если будет выдвинута моя кандидатура, то я представлю программы и предстоящую работу.
-Г-н Аракелян, сейчас наблюдается активизация процесса по урегулированию карабахской проблемы. Насколько на ваш взгляд приемлемы для Армении «мадридские принципы» урегулирования?
- Независимо от того выгодны ли они нам или нет, я не вижу предпосылок для ускоренного решения проблемы. Простая логика подсказывает, если есть две конфликтующие стороны, но одна сторона, а речь идет о законно избранных властях Нагорного Карабаха, не вовлечена в переговорный процесс, и посему о каком решении вопроса можно говорить. Я не хочу гадать, но какого-либо скорейшего решения честно признаться не вижу, независимо от того где и какой документ будет подписан. Что касается Майндорфской (Московской) декларации, то еще не высохли чернила под этим документом, как президент Азербайджана начал делать воинствующие заявления о том, что он каким-либо образом не стеснен, если вздумает начать войну. Так что в действиях основного зачинщика и проигравшего войну я не вижу каких-либо перемен, следовательно, не ожидаю скорейшего урегулирования проблемы.
- А как Вы относитесь к разговорам о возможной сдаче освобожденных территорий?
- Такой позиции о сдаче территорий не может быть, поскольку они являются территориями, освобожденными кровью. На протяжении тысячи лет мы уступали, и, наконец, Бог нам дал такую возможность - мы всем армянством смогли освободить эти земли. Не хочу вдаваться в исторические реалии, но если мы и должны что-то уступать, то должны знать уступаем взамен чего. Хотя об этом даже бессмысленно говорить, поскольку сторона, начавшаяся войну и осуществившая геноцид, по-моему не готова к каким-либо серьезным переговорам или взаимному компромиссу. Во всяком случае, мне пока неизвестно, что власти Азербайджана готовы признать независимость Нагорного Карабаха, его государственность. Разговоры о сдаче территорий я считаю бессмысленными. На самом деле произошел геноцид. В 1988-1994 годах власти Азербайджана начали уничтожать своих граждан -армян, основной виной которых было то, что они являются армянами. И эта волна геноцида Сумгаит-Баку-Кировабад дошла до Карабаха, и армянство Карабаха смогло защититься. Здесь основная вина Карабаха была в том, что он не дал подвергнуть себя геноциду, как это было в Сумгаите и других азербайджанских городах. И если была освобождена территория или были созданы буферные зоны безопасности, то конечно, все это необходимо защитить, чтобы одна часть армянского народа, которая живет на своей исторической Родине - в Нагорном Карабахе, была в безопасности. Это, как говорится, является самой важной отправной точкой. А остальные вопросы, типа чья эта земля, имеет второстепенное или третьестепенное значение. Фактически, согласно принятой недавно Конституции Нагорного Карабаха, НКР закрепила за собой свои территории и своими силами может охранять свою независимость. На должном государственном уровне созданы все институты власти, есть государственные атрибуты. Так что думаю, не следует подаваться на международное давление. Необходимо, заняться экономическим усилением мощи Армении и Карабаха. Это, по-моему, основная наша задача, и мы не должны думать, что уступать.
- Г-н Аракелян, ныне проходят судебные заседания по событиям 1 марта в Ереване. Насколько удалось раскрыть причины этих трагических событий, в результате которых погибло 10 человек?
- Прежде всего должен сказать, что особых раскрытий нет. Хотел бы, чтобы были раскрытия. Уже есть осужденные, проходят судебные процессы, и думаю, неверно было, если б я принял позу судьи, и решал, какая сторона неправа. Во всяком случае, мы имеем государство со своей судебной системой. Независимо от того, кто согласен с ней или нет, но пока окончательного судебного приговора не будет, и пока эти комиссии в парламенте и по сбору фактов не дали свои заключения, нельзя говорить о виновных или невиновных. Так что сам я воздерживаюсь от каких-либо оценок. Но хотел бы, чтобы это клеймо поскорее стерлось с имиджа Армении, чтобы из нашей страны не шли вести о насилиях и судебных процессах, а чтобы две трети всего армянства в диаспоре получали бы позитивные экономические, спортивные, культурные новости. Если кинем взгляд назад, то увидим, что уже более 10 лет из Армении в основном идет информации о судебных процессах, убийствах и насилиях. Я не хотел бы жить в одной стране, где распространение этих вестей становится традицией. Хотел бы, чтобы мои дети жили в стране, где действительно пропагандировалась бы творческая жизнь, культура, готовность создать свою цивилизацию.
No comments:
Post a Comment