Thursday, January 22, 2009

Переговорный процесс набирает обороты

Общественность в целом доверяет подходам руководства к решению карабахского конфликта 


Короткая новогодняя пауза в процессе карабахского урегулирования закончилась. Два дня в регионе находились сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Юрий Мерзляков (Россия), Мэтью Брайза (США) и Бернар Фасье (Франция). В очередном раунде переговоров с руководителями противоборствующих сторон участвовал также Личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. 
Как то часто бывает, и на сей раз поездка дипломатов началась с Баку, где сопредседатели провели переговоры с президентом Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. Напомним, что основной целью визита была организация и подготовка очередной встречи лидеров Армении и Азербайджана, которая должна состояться в конце нынешнего месяца в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. После того как согласие азербайджанской стороны было получено, посредники направились в Ереван. 
Официальные сообщения об их встречах и беседах в столице нашей страны, как обычно, блистают античным лаконизмом общих слов: “были обсуждены вопросы, связанные с нынешним этапом переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта”. Это, разумеется, простительно, поскольку конкретное содержание переговоров не разглашается никогда. К тому же господа посредники давно привыкли к тому, что любое их слово может дать пищу для самых фантастических спекуляций и передержек. Особенно, как известно, “комментариями” подобного сорта любят забавляться азербайджанские средства массовой информации. Так что стремление дипломатов сказать как можно меньше можно объяснить не только их профессиональной позицией. С чисто человеческой точки зрения вряд ли кому доставляет удовольствие быть вынужденным раз за разом объяснять, что твои слова переврали, неверно истолковали, извратили и т.п., и т.д. 
Согласие на организацию двусторонней встречи в Давосе в Ереване также было получено незамедлительно. Это означает, что переговорный процесс продолжает набирать обороты и пробуксовка ему не грозит — по крайней мере на данном этапе. Это стало, как подчеркивалось на встречах с президентом Сержем Саргсяном и главой нашего МИД Эдвардом Налбандяном, результатом прорыва, достигнутого 2 ноября прошлого года в Москве, где президентами Саргсяном, Алиевым и Медведевым была подписана трехсторонняя декларация, В ней, напомним, основным пунктом был параграф о неприменении силы в процессе разрешения конфликта, а также заявления глав МИД сопредседательствующих в Минской группе ОБСЕ от 4 декабря и стран Совета глав внешнеполитических ведомств стран — участниц ОБСЕ от 5 декабря. Стороны подчеркнули, что переговорный процесс должен протекать в соответствии с перечисленными документами, на основе того, что принято называть “Мадридскими принципами”. 
По обыкновению американский сопредседатель Мэтью Брайза был несколько словоохотливей своих коллег. Посетив в компании посла США в РА Мари Йованович спикера НС Овика Абрамяна (повод был самый невинный — поздравить руководителя нашего парламента с его избранием на эту должность, чего г-н Брайза доселе сделать, видимо, не успел), американский дипломат, помимо прочего, отметил важность участия Нагорно-Карабахской республики в переговорном процессе. По этому поводу можно сказать одно. Нередко высказывания г-на Брайзы становятся предметом едких комментариев со стороны наших журналистов и общественных деятелей, однако нельзя не признать, что его утверждения на поверку очень часто оказываются очень близкими к реальности. Просто мы, пожалуй, пока не привыкли к чисто американской, легкой и совсем не официальной по форме манере их оглашения. Между тем пора бы привыкнуть. И заодно понять, что американский сопредседатель, подобно своим российскому и французскому коллегам, никогда ничего просто так не говорит. 
Вот и в данном случае, скорее всего, вопрос восстановления участия Карабаха в процессе переговоров находится в стадии активного обсуждения и, как можно понять, посредники все больше склоняются к такому варианту. Можно предположить, что это лишь вопрос времени. Собственно, по-иному и быть не может, что бы по этому поводу ни говорили в Баку. В мире нет и не было ни одного конфликта, который бы решался без участия абсолютно всех задействованных в нем сторон. Это и Косово, и Абхазия, и Южная Осетия, и Тимор, и Приднестровье... Заметим, все указанные “мятежные провинции” (за исключением лишь Приднестровья, где ситуация несколько специфична) уже добились юридического оформления своего фактического статуса. 
В беседе с Овиком Абрамяном американский дипломат также “выразил удовлетворение конструктивным настроем президентов Армении и Азербайджана”. Ранее в Баку он сказал, что главам двух стран “следует предпринять шаги, требующие решимости и стать во главе общества при их реализации”. Думается, что и эти его слова не только дань дипломатическому этикету. Очевидно, что посредники (а уж США и Франция наверняка) надеются, что в ходе встречи в Давосе им удастся сделать еще один документально зафиксированный шаг на пути к миру, и подают по этому поводу вполне внятные мессиджи. Тем более что в Баку сопредседатели “почувствовали у главы государства готовность и желание продвинуть процесс”, в связи с чем были рады “стать свидетелями того же настроя” и у армянского руководства. 
Надо сказать, что возросшая активность сопредседателей Минской группы ОБСЕ не во всех случаях воспринимается сугубо позитивно. Так, известный аналитик Степан Григорян считает, что Минской группе стоило бы воздержаться от целого ряда действий, снижающих ее значение и доверие к ней армянского и азербайджанского сообщества. В частности, отказаться от чересчур частых визитов в регион и оптимистических заявлений, так как невыполнение посреднических прогнозов или обещаний приводит к дискредитации ее деятельности. Любопытно, но ровно то же самое, в всяком случае по смыслу, сказал в Баку и Мэтью Брайза: если обсуждение не даст желаемого результата, то это серьезно навредит имиджу сопредседателей Минской группы, в том числе и Соединенных Штатов. А поскольку действия предыдущей администрации и без того нанесли имиджу Америки в мире определенный ущерб, надо думать, что теперь американская сторона ощутимо разовьет миротворческие усилия и при этом, не исключено, в какой-то мере обновит идеологию своих подходов. 
Нельзя не отметить, что в Ереване визита сопредседателей ждали не только официальные лица. В день их приезда акцию протеста возле здания МИД провели члены инициативы “Миацум”, возглавляемой известным борцом за освобождение Карабаха Жирайром Сефиляном и не менее известным кинорежиссером Тиграном Хзмаляном. Вместе с ними была и депутат оппозиционной парламентской фракции от партии “Наследие” Заруи Постанджян. Массовости не наблюдалось — в акции приняли участие несколько десятков человек. Это может иметь два объяснения. Либо широким слоям населения судьба карабахского урегулирования безразлична, либо наши люди в своем подавляющем большинстве полагают, что все делается правильно и мешать “начальству”, встревая в ход дипломатических переговоров, не следует. Последняя версия выглядит наиболее реальной. Как сказал тот же Мэтью Брайза, “я призываю общественность обеих стран довериться своим руководителям. Пусть поверят, что их руководители ведут обсуждения исходя из национальных интересов своих стран”. По-видимому, в этом вопросе доверие со стороны общественности имеется. Что в свою очередь может только способствовать миротворчеству, поскольку расширяет поле для дипломатического маневра. 

Армен ХАНБАБЯН 

Новое Время

22.01.2009

No comments:

Post a Comment