Monday, December 29, 2008

Откровения в преддверии Нового года

Еще один год подошел к финишной прямой. Еще один послевоенный год для Карабаха. И каким же останется в памяти жителей Карабаха этот 2008 год?  Год был полон яркими событиями. Многим запомнятся  следовавшие один за другим массовые гуляния. А некоторым - накал страстей на политической арене.  Но, в одном, нет сомнения - 2008 год запомнится надолго. Каким-то очень серьезным оказался он для Карабаха. Так, по крайней мере, видится мне. А что думают остальные?

В преддверии праздника, не хотелось приставать к людям с расспросами, но все же, очень любопытно было узнать, впечатления людей от уходящего года? И вот судьба сама преподнесла случай: меня  пригласили на крестины соседского мальчика. 

Лучшего случая для удовлетворения моего любопытства было не найти. Публика оказалась разношерстной, начиная от преподавателя университета, и кончая тетушкой и далекой деревушки. А еще среди гостей оказался очень уважаемый старик, бывший  партийный работник советских времен, которого сразу же назначили тамадой застолья.  Мне потом соседка говорила, что этот старик, настоящий генерал, участник афганской войны…

Так вот, через некоторое время, когда обязательная программа была исчерпана, и тамада уже не правил балом, я решила задать вопрос, направив взгляд на сидящую напротив женщину: - каким она запомнит этот 2008 год?

- Очень тревожный год. Ведь после событий в Абхазии, я уже настроилась на то, что и в Карабахе начнется война. И до сих пор живу в этом страхе.

Ответ женщины был вполне ожидаемым. В Карабахе страх перед войной перекрывает все остальные тревоги.  Действительно, после событий в Осетии и Абхазии, многие думали, что война распространится по всему Кавказу. Бытовало мнение, что Азербайджан так же последует примеру Грузии. Не пропускался ни один выпуск новостей – в Степанакерте транслируется больше десятка российских телеканалов. В те дни все очень переживали и были уверены в неизбежности агрессии со стороны Азербайджана. 

 - Как русские захотят, так и будет. Сейчас опять русские правят миром… А русским что, лишь бы командовать везде, - встрял в наш разговор сидящий рядом со мной мужчина. --Вот закончат они свои дела в Абхазии и Осетии, возьмутся за Карабах.

За столом все переполошились и начали, перебивая друг друга, высказываться. Стараясь перекричать соседа, народ за столом загоготал. Создалось впечатление, что эти люди долго молчали, но только и ждали повода, чтобы выговориться. Стараясь расслышать всех вместе, я все больше убеждалась, что в памяти людей самый глубокий след оставило ощущение тревоги. Что-то помнилось, что-то забылось, но все однозначно отмечали, что год был тревожным. 

- Меня как человека серьезного,- важно заявил преподаватель высшего учебного заведения, - интересует в первую очередь события вокруг Нагорного Карабаха. Я очень рад, что подписали декларацию в Москве, но тревожит, что нет подписи Карабаха.  Я понимаю, что Армения представляет наши интересы, но ведь мы провозгласили себя республикой? У нас герб, флаг, конституция…наконец,  президент…  

Слова преподавателя были достаточно симптоматичными Когда в Москве президенты подписывали декларацию по Карабаху, в самом Карабахе восприняли  декларацию с воодушевлением. Но, эйфория  как-то быстро прошла,  когда со всех сторон заговорили о сдаче освобожденных территорий. У многих возникли сомнения, и даже недоверие. Не громогласно, но все-таки задается вопрос: почему с нами не считаются?

- Да потому, что мы доверчивый и наивный народ. Карабахцы всегда такими были. Ну что это? - понадеялись на земляка... Теперь Алиев может свободно ставить требования, потому, что главный герой конфликта отсутствует – ответил мужчина средних лет.

- Наивные, не наивные. Я простой крестьянин, и у меня все понятно – земля и работа. Вскопал землю, посадил семена,  получил урожай и покормил семью. Мне нужен только  мир. А думать о моем спокойствии должны власти. Ведь и правда, зачем же  я их выбирал?

Выборы, выборы…  Дальше пошли разговоры о сюрпризах в политике. Послушаешь пару минут и становится ясным, как трудно простому человеку понять сложности, или вернее интригах, царящие в это сфере.

- Лично я, - говорит мужчина средних лет -  запомню этот год, как один из трудных для  всех армян. Сами посудите, начиная с выборов в Армении. Сколько было ажиотажа из-за этих выборов? А события в Ереване 1 марта? Разве можно было допустить кровопролития? Мы же армяне – цивилизованная нация! 

События 1 марта являются больной темой для карабахцев. Слишком многое они взбудоражили в душах людей. Вспомнилось, как в апреле этого года, в одном из районных центров Карабаха, студенты из Еревана организовали круглый стол. Обсуждался вопрос об отношении  жителей Армении к карабахцам. Полемика была бурной. Студенты уверяли, что они ничего не имеют против  карабахцев -  любят и уважают. Если и возникли какие-то недоразумения, то это не вина народа. Не понятным было лишь то, почему вдруг так актуализовалась эта тема. Видно, слишком много недоверия оседает в людях в нелегкие дни.

- А меня ничего не волнует – говорит молодой юрист, работник «невидимого фронта». - Я считаю, что наше руководство ведет правильную политику, и наш президент   оправдывает  доверие народа.

Тут все замолкли, и посмотрели в сторону молодого юриста. Кто-то подозрительно закашлял, а кто-то поспешил встать из-за стола. Ну, все, - подумала я, - мои попытки склонить трапезников к доверительной беседе, накрылись медным тазом.

Но нет - жена молодого юриста попыталась разрядить напряжение.

- Но зато, сколько всего хорошего было. Одна это массовая свадьба чего стоит. Интересно и красиво, - воскликнула она и посмотрела на мужа. - И концертов с приезжими артистами было больше.

Дальше говорили, но уже шепотом, одни только женщины.

- Главное, чтоб не было войны. А то, что трудимся много, чтоб хоть как-то прокормить семью, не страшно. Главное, чтобы моя семья жила в стабильном государстве.

- Действительно, тревожный год прожили. Судя по тому, как растут предновогодние цены на продовольствие, я могу предположить, что нас ожидает в будущем году.

Приближающийся Новый год, все же, дает о себе знать. Тревожно, или нет, но с каждым днем, подготовка к  новогодней ночи набирает обороты. Начались массовые походы по магазинам в поисках ,- где дешевле. А в каком-то учреждении, руководитель общего отдела обязательно бродит по кабинетам и записывает «желающих» принять участие  в  корпоративной вечеринке. Желающих может и немного, но зато есть шанс лишний раз пообщаться с начальством …

Если есть дети, то ничто не может отвлечь людей от праздника. О детях, наши собеседники, вообще, говорили долго и много.

Но тамада решил остановить женские причитания,  и сказал мудрым голосом аксакала:

- Меня разговоры о сдаче территорий не тревожат в том плане, что я  уверен: проблемы,  возникшие в 2008 году, протянутся на несколько лет. Мы уже 20 лет живем как отдельная республика, а с таким фактом невозможно не считаться. Вернувшись в роль генерала, он долго вспоминал советские времена, и приводил  в пример беспрекословное подчинение народа коммунистической партии. И еще генерал говорил, что народу необязательно думать - за него должны думать руководители. А еще - народ должен работать, и  желательно, бояться кого-то или чего-то…

Никто, из присутствующих не перечил генералу. Уважали его шибко и слушали, даже если генерал повторял свои наказы по нескольку раз. Но, наверняка, каждый из присутствующих думал о своем, потому что тревога запечатлелась на лице каждого. Кто-то вздыхал, кто-то качал головой, устремив взгляд в никуда.

Мужчины в перерывах между генеральскими монологами в очередной раз пили тосты за здравие малыша и  его родителей. И снова – монолог, сопровождающийся репликами.

Эх! – вдруг громко сказал соседский парень, – просто год был годом крысы, потому и все по крысиному получилось. Но ведь следующий год – год быка? Вот возьмем быка за рога…

Алвард Григорян

www.armtoday.info

28.12.2008

No comments:

Post a Comment